потоки тоннажа являются величинами неотрицательными, то есть между двумя портами i-j они могут либо иметь место (xij>0), либо отсутствовать (xij=0);
- (2)
суммарное количество порожнего тоннажа из i-го порта во все порты погрузки равно общему количеству высвобождаемого в этом порту тоннажа;
- (3)
суммарное количество высвобождаемого во всех m портах тоннажа, которое направляется в j-тый порт погрузки, равно потребности в тоннаже для погрузки в этом порту.
Допустимое решение является оптимальным, если при выполнении условий (1) - (3) достигается минимум общего расстояния перехода порожнего тоннажа (в тоннаже-километрах):
(4)
Как известно, существуют различные методы решения транспортных задач - точные и приближенные. Одним из наиболее распространенных и эффективных методов является метод потенциалов, алгоритм которого заключается в следующем. Проверка оптимальности решения производится при помощи системы оценочных чисел (потенциалов) по портам с избыточным порожним тоннажем - а1, а2,…, аm и портам, где требуется порожний тоннаж - b1, b2,…, bn, в котором выполняются условия:
1 bj-ai=lij для xij>0 (5)
2 bj-ai£lij для xij=0 (6)
Условие (5) служит для нахождения самих потенциалов, из чего следует:
j=ai+lij (7)i= bj-lij (8)
Условие (6) служит непосредственно для проверки оптимальности решения. Если разность потенциалов портов j и i меньше lij, то в оптимальном решении поток порожнего тоннажа в этом направлении должен отсутствовать, так как его наличие увеличивает общий размер тоннаже-километров порожнего пробега.
Матрица задачи в общем виде:
J |
1 |
2 |
… |
n | |||
Vj |
V1 |
V2 |
Vn | ||||
bj |
b1 |
b2 |
bn | ||||
i |
Qi |
аi | |||||
1 |
Q1 |
а1 |
l11 |
l12 |
l1n | ||
x11 |
x12 |
x1n | |||||
2 |
Q2 |
а2 |
l21 |
l22 |
l2n | ||
x21 |
x22 |
x2n | |||||
. | |||||||
m |
Qm |
аm |
lm1 |
lm2 |
lmn | ||
xm1 |
xm2 |
xmn |