К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики и требующим максимального государственного воздействия, относятся следующие факторы:
активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов;
повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;
повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;
стимулирование диверсификации и технологического развития;
состояние производственных фондов, степень их изношенности;
развитие сектора общественных услуг;
ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги;
реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.
К основным функциям стратегического планирования можно отнести: распределение ресурсов, адаптация к изменениям во внешней среде, внутренняя координация, организационные и структурные изменения и трансформации. Основные признаки видов планирования, приведенные в таблице 1.4, позволяет выявить преимущества стратегического планирования.
Таблица 4. Основные признаки стратегического и тактического планирования муниципальной экономики
Признаки |
Стратегическое планирование |
Тактическое планирование |
Основные задачи муниципальной экономики |
Эффективное функционирование муниципальной экономики в течение длительного периода времени с обеспечением максимальной занятости, т.е. работу могут найти все жители муниципального образования, желающие работать. Причем работу с высоким уровнем оплаты. |
Производство и реализация товаров и услуг. |
Цели менеджмента |
Формирование и использование преимуществ конкретной муниципальной экономики, адаптация к внешним изменениям (при этом внешними по отношению к муниципальной экономике могут выступать изменения, происходящие на каком-либо, особенно крупном, предприятии). Например, смена собственника, банкротство, реорганизация и т.д. |
Оптимизация управленческих процессов внутри муниципальной экономики и ее составляющих эффективное использование ресурсов. |
Интервал управленческого воздействия |
Более 3 лет |
Менее 3 лет |
Принципы построения управленческой системы |
Ориентация на сотрудников, системы материального и морального поощрения, рыночные потребности, информационные системы. |
Ориентация на организационные аспекты управления (функции, методы, структура, техника, технология, процесс). |
Отношение к работникам |
Работник как торговец. Является самым важным и дорогим ресурсом муниципальной экономики. |
Работник как винтик. Кадры являются одним из многих, причем не самым дорогим ресурсом, если исходить только из размеров заработной платы. |
Основные оценочные показатели |
Инновационный потенциал, возможности и способности к быстрой адаптации к изменениям во внешней и внутренней, по отношению к муниципальной экономике, среде. |
Производительность труда, издержки, прибыльность, рентабельность. |