. Усиление адаптивного характера стратегического планирования (предвидение изменений внешней и внутренней региональной среды);
. Научную обоснованность процесса разработки и принятия стратегических управленческих решений;
. Обеспечение преемственности целей развития не зависимо от сроков выборов органов исполнительной и законодательной власти (как основных субъектов территориального стратегического планирования).
Сущность стратегического планирования территориального развития на муниципальном уровне можно определить как деятельность представительных и исполнительных органов местного самоуправления по реализации централизованного начала управления с целью обеспечения баланса отраслевых и местных интересов в решении совокупности проблем социально-экономического реформирования и комплексного развития муниципального образования. Приоритетное место здесь занимают проблемы, связанные с существенным улучшением качества жизни населения.
Субъектом планового регулирования в рамках муниципального образования являются органы местного самоуправления. Что касается объекта территориального планирования, то его можно охарактеризовать, как сложный динамический, изменяющийся социально-экономический комплекс, подверженный возмущающим воздействиям со стороны внешней и внутренней конъюнктуры.
Для выявления потенциальных возможностей муниципального образования и решения существующих проблем выполняется ситуационный анализ, сведенный к исследованию факторов внешней и внутренней (STEP и SWOT-анализ) среды (табл. 1 и 2).
Очевидные преимущества SWOT-анализа - его простота, логичность, удобство восприятия, поэтому он широко применяется на практике. Однако эта модель слабо формализована и практически не дает рекомендаций по формированию стратегии.
Задача SWOT-анализа состоит, однако, не просто в показе всех сильных и слабых сторон, а в их ранжировании в отношении поставленных целей муниципального развития.
Анализ возможностей и угроз позволяет получить общую картину привлекательности муниципального образования. Результаты SWOT-анализа, дополненные выводами по другим направлениям муниципальной диагностики, являются базой дальнейших этапов муниципального стратегического планирования.
Таблица2. Внутренние факторы и параметры для муниципального SWOT-анализа
Фактор |
Параметры для анализа |
Экономико-географическое положение |
Физические размеры, близость к центру или на окраине, на удобных транспортных коммуникациях |
Геополитическое положение, уровень известности, имидж |
Пограничные муниципальные образования/регионы, историческое значение и современная роль муниципального образования, отношение к муниципальному образованию жителей и приезжих, привлекательность для окружающих, условия и возможности интеграции для иностранцев, размещение СМИ, международные связи, партнерства, политическая стабильность |
Климат |
Тип климата, среднегодовая температура, средняя температура июля, января, количество осадков |
Экономика |
ВРП, в т.ч. на душу населения, структура ВРИ по производству, использованию и распределению, размер национального богатства, объем инвестиций, индекс цен производителей и индекс потребительских цен, особенности муниципального воспроизводственного процесса и его эффективность |
Внутримуниципальные связи и пространственная организация |
Производственная кооперация, близость рынков сбыта и поставщиков, наличие агломераций, промышленных узлов, центров, межотраслевых комплексов, региональные схемы размещения производительных сил и расселения, муниципальные диспаритеты |
Финансы |
Доходы и расходы бюджета, размер налоговой нагрузки, местные налоги, сборы, пошлины, финансовое стимулирование, кредиты и займы |
Ресурсная база |
Природные ресурсы, полезные ископаемые |
Население и уровень жизни |
Численность населения, продолжительность жизни, численность и качество экономически активного населения, уровень безработицы, рождаемости, смертности, половозрастная структура населения, социальная структура, точки и уровень социальной напряженности, доходы и расходы населения |
Производственный потенциал |
Структура регионального социально-экономического комплекса, отрасли специализации, возможности занятости, потенциал рынков, производственные мощности, износ ОФ, конкурентоспособность региональных товаров и услуг |
Потребительский потенциал |
Покупательная способность населения, привлекательность и размер рынков |
Условия хозяйственной деятельности |
Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность, стимулирование экономического развития администрацией, демонополизация региональных рынков, отношение к предпринимательству |
Природная среда и возможности рекреации |
Природная зона, ландшафты, качество окружающей среды, затраты на охрану окружающей среды, отдых |
Жилье |
Обеспеченность жильем, качество жилья |
Социальная инфраструктура |
Возможности проведения досуга, сектор услуг, культура, образование, искусство, наука, медицинское обслуживание, спорт, наличие торговых учреждений |
Производственная инфраструктура |
Земельные участки, энергетика, транспорт, транспортная доступность, инновационные центры, технопарки, ярмарки, выставки, конгрессы, наличие финансового центра, сфера информации и телекоммуникаций |
Институциональная инфраструктура |
Эффективность государственного и муниципального управления, наличие административного центра и административных структур, благоприятный для населения и хозяйствующих субъектов сервис администрации, уровень преступности |
Экологическая инфраструктура |
Использование важнейших видов сырья и природных ресурсов, уровень выбросов в водно-воздушный бассейн, шумовая нагрузка, утилизация и повторное использование сырья и материалов, доля населения с доступом к питьевой воде |