Образ города в «государственной модели» - административный центр государственного управления. Сохраняется экономическая пассивность местных руководителей, которые опираются, в основном, на традиционные схемы отношений с субъектом РФ. Критерием для принятия управленческих решений становятся директивы (или указания) из вышестоящих органов власти, а не интересы горожан. В таких муниципалитетах слабо внедряются инновационные технологии управления местным развитием, не проводятся серьезные нормативные и институциональные изменения на местном уровне.
Судьба «городов-комбинатов» определяется деловыми интересами корпораций, находящихся в этих городах, которые рассматривают город исключительно как обслуживающую среду - место концентрации ресурсов, обеспечивающих производство и сбыт продукции (рабочей силы, инфраструктуры, интеллектуальных достижений, воды, энергии и т.п.). Власть местного самоуправления в таких городах лишь формальна и ограничивается интересами градообразующей корпорации. Благополучие муниципального бюджета в значительной степени определяется налоговыми отчислениями градообразующей компании, что усиливает финансовую и политическую зависимость городских властей от корпорации. Деловые отношения между городом и корпорацией выстраиваются по принципу благотворительности: корпорация помогает городу в реализации различных городских проектов.
«Бюрократическая модель» управления муниципальными экономическими системами характеризуется стремлением повысить эффективность управления, используя общественные ресурсы (бюджетные средства, муниципальную собственность). Наиболее распространенные проявления такой политики - покупка долей в уставном капитале коммерческих предприятий, а также предоставление льготных кредитов. При такой модели муниципальные экономические системы превращаются в своеобразные «муниципальные корпорации», а мэр - в «крепкого хозяйственника». Местная администрация занимает доминирующее положение на городском рынке и контролирует его полностью. Происходит сращивание бизнеса с местной администрацией, устанавливаются высокие барьеры для вхождения нового бизнеса на городской рынок.
Целью «народной модели» управления местным развитием является создание качественной муниципальной среды, понимаемой в широком смысле как совокупность условий жизни населения и функционирования хозяйствующих субъектов на территории данного муниципального образования. Управление в городе основано на полноценном местном самоуправлении, подразумевающем наличие четких полномочий и соответствующих им стабильных источников доходов. Деятельность местной бюрократии прозрачна и подотчетна. Между населением и бизнесом налаживается конструктивный диалог, основанный на взаимной заинтересованности.
Первые две модели в той или иной степени определяют характер управления местным развитием городов на современном этапе. Третья модель с большой вероятностью может стать в настоящее время преобладающей, а ее отдельные элементы характерны и для нынешнего этапа управления местным развитием. Четвертая модель в настоящее время маловероятна.
Становление современной модели местного самоуправления в России началось после принятия в апреле 1990 г. Закона «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», впервые установившего систему местного самоуправления в ее современном понимании и открывшего путь к утверждению местного самоуправления в практике государственного строительства.