Это объясняется не только проявлениями рентоориентированного поведения чиновников, но и инициативными попытками предпринимателей повлиять на решения властных органов разного уровня. Как показало исследование, проведенное фондом «ИНДЕМ», наиболее часто такие попытки предпринимаются в отношении органов власти муниципального уровня - около 64% случаев.
Большинство руководителей органов местного самоуправления в России, в отличие от стран Западной Европы и Северной Америки, не имеют профессионального управленческого образования. Низкое качество муниципального управления - одна из основных причин неэффективного регулирования предпринимательской деятельности на местном уровне.
На сегодняшний день работа в муниципальных органах непрестижна и мало оплачиваема. В результате этого происходит «вымывание» кадровых управленческих ресурсов из муниципальных образований в региональный и федеральный уровни власти.
Анализ деятельности малых и средних предприятий показал, что муниципальный контроль (надзор) зачастую является более обременительным для предпринимателей, чем государственный. Частично это объясняется тем, что деятельность государственных служащих в сфере контроля (надзора) процедурно определена более детально, по сравнению с деятельностью муниципальных контролёров. Чрезмерность административного давления на предпринимателей на муниципальном уровне объясняется отсутствием действенных механизмов обеспечения обоснованности вмешательства в их деятельность с целью осуществления контроля (надзора).
Вступивший в силу 01 июля 2009 года Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» призван исключить дублирование государственного и муниципального контроля, ограничить возможности муниципальных служащих в оказании давления на бизнес с использованием механизма проверок.
В результате проведённого автором настоящего исследования опроса установлено, что величина трансакционных издержек представителями малого и среднего бизнеса оценивается в 40-60% совокупных издержек, что существенно сокращает возможности расширения предпринимательской деятельности. Как следствие, предприниматели откладывают реализацию проектов по расширению бизнеса, либо отказываются от таких проектов.
В дополнение к значительному сокращению потребительского спроса, значительно ухудшают условия развития малого и среднего бизнеса высокие процентные ставки по кредитам, которые достигают 25 и более процентов. По данным московского Ресурсного центра малого и среднего предпринимательства, финансовое состояние 40% хозяйствующих субъектов в этом сегменте оценивается как плохое и очень плохое.
Избыточность административного давления на бизнес иллюстрируется автором на примере средних по масштабам деятельности строительных фирм. В материалах исследования автором рассматривается случай заключения договора аренды под строительство участка, часть которого является частной собственностью. В результате допущенной ошибки издержки компании, победившей в ранее проведённом аукционе, на заключение договора аренды земельного участка под строительство увеличились в 2,5 раза. Срок фактического начала строительства отложен более чем на 3 года.
Обременения в сфере строительства характеризуются как чрезмерные: иногда объём работ, предусмотренных разрабатываемым проектом, увеличивается в десятки раз. Например, при подготовке проекта малоэтажной застройки на участке в 2 гектара, предпринимателю даётся обременение в виде выполнения проекта межевания территории в 63 гектара.