Итак, согласно этой методике все виды продукции являются выгодными для предприятия и их производство окупает все переменные затраты на их производство. Одновременно каждый из видов продукции участвует в финансировании условно-постоянных расходов.
Применение этого метода в нашей республике возможно, однако сдерживается многими факторами. Во-первых, бухгалтерский учет в нашей стране нацелен на калькулирование полной себестоимости, прежде всего для целей налогообложения. Во-вторых, следует понимать что разделение затрат на переменные и постоянные нередко вызывает затруднение и требует проведения дополнительных статистических и математических расчетов. В-третьих, любое нововведение почти всегда вызывает противодействие со стороны работников. Можно привести еще много причин того, почему этот метод не находит широкого применения, но как же адаптировать «директ-костинг» для использования его на отечественных предприятиях. Одним из вариантов применения элементов данного метода может быть следующий.
Как правило, большая часть косвенных расходов является постоянными, поэтому главным вопросом является их отнесение на то или иное изделие. В отечественной практике базой распределения могут служить расход сырья, отработанные машино-часы, объем продукции в натуральном выражении, заработная плата основных производственных рабочих и другие. База распределения носит рекомендательный характер и выбирается предприятием самостоятельно. Главное, чтобы выбранная база распределения соответствовала следующим условиям:
База распределения должна присутствовать в калькуляции на изготовление каждого вида продукции;
Для каждого вида продукции эти затраты или база распределения должны быть прямыми;
Выбранный элемент распределения затрат должен быть весомым.
Выберем в качестве базы распределения постоянных расходов маржинальный доход на единицу изделия, тем более что такая база распределения соответствует всем перечисленным выше требованиям. Под маржинальным доходом понимают разницу между ценой изделия и себестоимостью, рассчитанной на основе переменных затрат. Рассчитаем коэффициенты распределения всех косвенных расходов к суммарному маржинальному доходу:
К общепроиз.расх. к МД = 65 000 / 367 850 = 0,18
К общехоз.расх.к МД= 75 000 / 367 850 = 0,2
К прочих произ.расх. к МД = 8 000 / 367 850 = 0,022
К коммерч.расх.к МД= 35 000 / 367 850 = 0,095
После предварительных расчетов получаем, что маржинальный доход на единицу продукции равен: изделие А=278 руб., изделие Б=67 руб., изделие В=161 руб.
На основе полученных данных сформируем полную себестоимость продукции, распределив все эти расходы пропорционально маржинальному доходу на единицу продукции. Результаты отразим в таблице 3:
Таблица 3
Статьи калькуляции |
прод.А |
прод.Б |
прод.В |
Сырье на технолог.цели |
150 |
250 |
185 |
Возвратные отходы |
20 |
30 |
25 |
Вспом.мат. на технолог.цели |
35 |
75 |
50 |
ТЭР на технолог.цели |
35 |
80 |
75 |
ФЗП осн.произв.рабочих |
120 |
214 |
150 |
Отчисления на социальные нужды |
42 |
75 |
53 |
Расходы на подготовку и освоение пр-ва |
10 |
35 |
35 |
Общепроиз-е расходы |
50 |
12 |
29 |
Общехоз-е расходы |
56 |
13 |
32 |
Прочие произ-е расходы |
6 |
1 |
4 |
Производ-я себ-ть |
484 |
725 |
588 |
Коммерч-е расходы |
27 |
6 |
15 |
Полная себ-ть |
511 |
731 |
603 |
Прибыль |
139 |
35 |
81 |
Оптовая цена |
650 |
766 |
684 |
Отчисл.в фонды (3%) |
20 |
24 |
21 |
Отпускная цена без НДС |
670 |
790 |
705 |
Рент-ть,% |
27,2 |
4,8 |
13,4 |