С переходом на рыночные отношения многие отечественные предприятия легкой промышленности столкнулись с целым рядом проблем, решение которым не найдено до сих пор. На сегодняшний день перед многими предприятиями отрасли стоят следующие проблемы: падение объемов производства, увеличение запасов готовой продукции, старение машинного парка технологического оборудования и т.д. Во многом это объясняется тем, что наши предприятия изначально планировались и строились для удовлетворения потребностей не только внутреннего рынка, но и рынков стран бывшего СССР. Как следствие, с распадом Советского Союза в наследство предприятиям остались излишние производственные мощности и трудовые ресурсы, утерянные связи с поставщиками и потребителями, таможенные барьеры и границы. Кроме этого, в условиях плановой экономики, главной целью предприятия было использование выделяемых ресурсов таким образом, чтобы выполнить доведенные планы производства, а распределением произведенной продукции занималось государство, используя для этого все административные и финансовые ресурсы. В условиях же рыночных отношений, главной задачей предприятия является поиск потребителя и удовлетворение его потребностей таким образом, чтобы получать прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства и социального развития предприятия. Таким образом, в несколько раз увеличилась роль маркетинговых служб, деятельность которых связана не только с механическим обслуживанием клиента, но и с глубоким исследованием и анализом рынка, возможностью применения того или иного инструмента продвижения товара. На многих предприятиях данная работа закончилась на этапе создания этих служб, либо переименованием служб сбыта. Помимо этого, с распадом СССР, все предприятия столкнулись с неведомой до этого конкуренцией со стороны зарубежных производителей, как на внутреннем рынке, так и на рынках соседних стран. Если по качеству продукции мы ни в чем не уступаем, то по ценовому фактору, приходится констатировать, нередко уступаем им. Именно цена является одним из главных инструментов продвижения товара. Ведь именно от цены зависит прошлое, настоящее и будущее каждого предприятия, а значит от того, как построен механизм ценообразования на предприятии, его гибкость к рыночным изменениям, во многом определяется развитие любого предприятия.
Процесс ценообразования на отечественных предприятиях происходит в соответствии с постановлением Министерства экономики №43 «Об утверждении положения о порядке формирования и применения цен и тарифов». Так согласно п.2.1 этого положения: «Отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифы на услуги (работы) формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законом, прибыли, необходимой для воспроизводства, определенной с учетом качества продукции (товаров, работ, услуг) и конъюнктуры рынка». Таким образом, при ценообразовании учитываются три фактора:
Затраты предприятия;
Прибыль;
Конъюнктура рынка.
Необходимость обоснования цены продукции затратами предприятия приводит к тому, что отечественными предприятиями по-прежнему применяется методика ценообразования «затраты + прибыль»без учета третьего фактора - конъюнктура рынка. Разве можно объяснить тот факт, что нередко схожая продукция по качеству, но произведенная разными предприятиями, имеет разные цены.
Затратный метод ценообразования, доставшийся в наследство от плановой экономики, как и любой подход имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам можно отнести:
Простота применения (все-таки любое предприятие больше знает о своих издержках, чем о спросе на продукцию);
Калькулирование полной себестоимости продукции позволяет оценить предполагаемые результаты, которые будут получены от выпуска и реализации продукции;
Помогает составлять внешнюю отчетность, соответствующую всем требованиям.
Недостатками этого метода являются следующие:
Этот метод не учитывает состояние спроса и предложения на рынке;
Не отражает истинной ценности товара для потребителей;
Несколько искажает истинную себестоимость производства продукции;
Основан на применении данных о затратах прошедших периодов;
Себестоимость единицы изделия зависит от применяемой базы распределения косвенных расходов.
Необходимость калькулирования полной себестоимости нередко приводит к принятию неверных управленческих решений. Рассмотрим все возникающие проблемы при использовании затратного метода на примере.