Таким образом, выпуск продукции Б для предприятия является нецелесообразным, так как цена реализации не покрывает затрат на его производство. Логичней всего будет снятие этой продукции с производства, но в то же время отказ от его производства приведет к тому, что часть всех косвенных расходов ляжет на оставшиеся два вида продукции.
В последнее время активно описывается методика калькулирования себестоимости продукции на основе распределения затрат на переменные и постоянные. В западной литературе этот метод получил название «директ-костинг».
Важнейшей объективной причиной его применения является развитие и становление рыночных отношений в нашей республике, что влечет за собой повышение самостоятельности и ответственности предприятий. Вовлечение республики в мировое экономическое сообщество предполагает дальнейшее развитие конкуренции и повышение рисков в деловой среде. В сложившихся условиях руководство предприятия должно самостоятельно принимать управленческие решения, учитывая спрос, конкуренцию и другие факторы. Это неизбежно приведет к изменению требований к учету в сторону повышения его оперативности и аналитичности. Отчасти, эту проблему решает использование метода «директ-костинг».
Применим его к нашему случаю. Так общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, прочие производственные расходы и коммерческие расходы будем считать условно-постоянными расходами, а остальные расходы переменными. Новая калькуляция на основе переменных затрат будет иметь следующий вид (таблица 2):
Таблица 2
Статьи калькуляции |
прод. А |
Итого по продукту А |
прод.Б |
Итого по продукту Б |
прод.В |
Итого по продукту В |
Количество выпускаемой продукции, шт. |
1000 |
--- |
500 |
--- |
350 |
--- |
Сырье на технолог. цели |
150 |
150000 |
250 |
125000 |
185 |
64750 |
Возвратные отходы |
20 |
20000 |
30 |
15000 |
25 |
8750 |
Вспом.мат. на технолог. цели |
35 |
35000 |
75 |
37500 |
50 |
17500 |
ТЭР на технолог. цели |
35 |
35000 |
80 |
40000 |
75 |
26250 |
ФЗП осн.произв. рабочих |
120 |
120000 |
214 |
107000 |
150 |
52500 |
Отчисления на социальные нужды |
42 |
42000 |
75 |
37500 |
53 |
18550 |
Расходы на подготовку и освоение пр-ва |
10 |
10000 |
35 |
17500 |
35 |
12250 |
Итого переменные затраты |
372 |
372000 |
699 |
349500 |
523 |
183050 |
Маржин. доход на продукт |
--- |
278000 |
--- |
33500 |
--- |
56350 |
Оптовая цена |
650 |
650000 |
766 |
383000 |
684 |
239400 |
Отчисл. в фонды (3 %) |
20 |
20000 |
24 |
12000 |
21 |
7350 |
Отпускная цена без НДС |
670 |
670000 |
790 |
395000 |
705 |
246750 |
Итого переменные затраты на выпуск |
904 550 | |||||
Маржин. доход на выпуск |
367 850 | |||||
Условно-постоянные расходы |
183 000 | |||||
Прибыль |
184 850 | |||||
Рент-ть производства, % |
17,0 |