Таким образом, функции и рычаги управления на региональном и муниципальном уровнях (мезоуровень управления) достаточно широки и многообразны и включают как экономические, так и организационные формы воздействия на процессы социально-экономического развития территории.
Вышесказанное позволяет нам сформулировать следующие выводы:
для существующих уровней управления регионом, несмотря на общность решаемых на всех уровнях задач, характерны объективные противоречия, связанные с различием восприятия объекта управления;
для оптимизации взаимодействия различных уровней управления регионом разработан особый набор принципов, который, однако, связан с определенными недостатками, ограничивающими их применение и требующими для их устранения высокого профессионализма на всех уровнях управления;
инструменты воздействия на субъекты экономической деятельности следует классифицировать не только на прямые и косвенные (как это традиционно делается в экономической литературе), но также и на формальные и неформальные. Данная классификация имеет большое значение с учетом специфики рассматриваемого региона, для которого характерна большая роль неформальных отношений;
эффективность управления регионом обуславливается в первую очередь эффективностью взаимодействия различных уровней управления.