· привлечение населения к решению местных дел по социально-экономическому развитию, в частности, к разработке и реализации стратегических планов;
· разнообразные меры по всесторонней поддержке частного сектора и, прежде всего, малого бизнеса;
· всемерное повышение образовательного и квалификационного уровня местного населения, а также муниципальных служащих;
· аудит и открытость для общественности результатов деятельности органов муниципального управления.
Механизм управления социально-экономическими процессами на уровне муниципального образования упрощенно можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1.)
Таким образом, совокупность форм, методов и инструментов управления социально-экономическими процессами на мезоуровне является сложной системой. Необходимо учитывать, что в каждом конкретном муниципальном образовании может применяться свой набор инструментов, способов, приемов решения тех или иных задач и достижения целей.
Рисунок.1 - Механизм управления социально-экономическими процессами на уровне муниципального образования
В практической деятельности, как правило, используются не отдельные инструменты и рычаги, а некая их совокупность, сочетание нескольких, наиболее эффективных в той или иной обстановке. Изменяющиеся условия функционирования порождают все новые и новые инструменты и способы воздействия на социально-экономические процессы на муниципальном уровне. Поэтому современный механизм управления социально-экономическими процессами на муниципальном уровне должен предполагать поиск, апробирование и внедрение в практику местной деятельности эффективных социально-экономических и организационно-правовых приемов, наиболее соответствующих складывающейся ситуации и ведущих к достижению намеченных целей.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что контуры механизма управления процессом социально-экономического развития муниципального образования определяются системой рычагов, используемых как на федеральном (макроуровне), так и на региональном и муниципальном уровнях (мезоуровень) для формирования экономического пространства, развивающегося по законам рыночной экономики.
Функционирование и развитие социально-экономических систем муниципальных образований не может осуществляться только на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства неизбежно приводит, как свидетельствует мировой опыт, к нарастанию разного рода противоречий, способных разрушить целостность национальной экономики и общества. Поэтому «забота» о социально-экономическом развитии отдельно взятых территорий страны является непременной функцией любого государства, безусловным рефлексом его сохранения. Характерные признаки государственного регулирования развития муниципальных образований находят свое отражение в истории большинства стран. В данном процессе участвуют в той или иной степени все государственные институты, поскольку их деятельность, так или иначе, привязывается к определенной территории.
Таким образом, рассматривая макроуровень управления можно отметить, что государство является гарантом стабильности социально-экономической системы муниципального образования. Важнейшим инструментом государственного воздействия является правовое регулирование, выражающееся в принятии норм права, направленных на приведение в соответствие с целями государственной политики тех или иных общественных отношений. Центральное место здесь принадлежит отраслям конституционного и административного права.