Третья группа инструментов относится к регулированию деятельности субъектов хозяйственной деятельности, не входящих в муниципальную собственность. В этом случае основными методами управления являются индикативные методы. Регулирующая деятельность органов муниципального управления предполагает косвенное воздействие на поведение хозяйствующих субъектов и жителей территории путем применения такой системы экономических импульсов, которые были бы в состоянии обеспечить эффективное социально-экономическое развитие, отвечающее интересам населения.
Регулирующая деятельность органов местного самоуправления должна включать:
· обоснование и разработку экономических нормативов, призванных обеспечить индикативное управление социально-экономическими, экологическими и финансовыми процессами;
· регулирование хозяйственной деятельности на основе разработки общей социально-экономической стратегии развития с использованием преимущественно экономических методов для реализации этой стратегии.
Стимулирование хозяйственной деятельности, отвечающей целям социально-экономического развития, включает широкое использование рыночных инструментов:
· прямые дотации и субсидии из бюджета в те направления хозяйственной деятельности, которые обеспечивают ощутимое повышение уровня и эффективности социально-экономического развития территории (как правило, на долевых началах);
· использование гибкой налоговой и ценовой политики, обеспечивающей заинтересованность предпринимателей в расширении тех видов хозяйственной деятельности, которые отвечают интересам развития муниципалитета;
· использование льготной политики в отношении местных налогов, платежей за ресурсы, аренды для поддержки предпринимательской активности;
· повышение ответственности всех структур за выполнение законодательных и нормативно-правовых условий, действующих на территории муниципального образования, разработка и применение санкций за их нарушение;
· привлечение инвестиций на территорию муниципалитета путем создания благоприятного климата и атмосферы доверия к власти.
К основным методам управления социально-экономическими процессами на уровне муниципального образования следует отнести экономические, финансовые, организационно-административные, нормативно-правовые, социальные, социально-психологические и некоторые специфические методы, свойственные только прогрессивным механизмам, например программно-целевые и инновационно-эвристические методы, обеспечивающие ускоренное развитие социально-экономических систем.
Формы воздействия на процессы жизнедеятельности населения и функционирования муниципального хозяйства весьма разнообразны и включают: бюджетные, налоговые, законодательные, общественно-политические, ресурсные, рыночные, информационные, а также их разновидности и различные сочетания и комбинации.
К числу ключевых инструментов механизма муниципального управления нужно отнести следующие:
· управление финансами (операции и приемы финансового менеджмента);
· выпуск и обращение муниципальных ценных бумаг;
· маркетинг товаров, услуг, потребителей, организаций, местных экономических и социальных процессов;
· грамотное управление муниципальной недвижимостью;