Уровни регионального управления и их специфика

Идеальная система форм и методов государственного управления социально-экономическими процессами на мезоуровне должна соответствовать следующим критериям: быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатов; обладать достаточной силой воздействия; быть эффективной и в то же время не снижать эффективности регулируемых процессов; использовать систему социально-психологических мотиваций; быть достаточно простой для понимания; основываться на практическом опыте; быть адаптивной; учитывать долговременные интересы; стимулировать прогрессивное развитие.

На уровне муниципального образования, как одном из мезоуровней, также выделяются различные методы управления. В частности, можно отметить, что механизм муниципального управления содержит инструменты, позволяющие регулировать публичные интересы, которые можно разделить на три группы.

Первая группа инструментов включает удовлетворение потребностей населения, которые более эффективно осуществлять сообща и невозможно осуществить в частном порядке: инженерная инфраструктура - дороги, улицы, мосты; водоснабжение и канализация; очистка от мусора, освещение, отопление домов; системы образования, здравоохранения, защиты природы, социальная защита, общественная безопасность. Для удовлетворения этих потребностей муниципальная власть выступает как особого рода «предприниматель», организующий и ведущий собственную хозяйственную деятельность. Особое регулирование применяется к предприятиям, обслуживающим публичные потребности и являющимся локальными естественными монополиями (водоснабжение и канализация, теплоснабжение, телефонная связь и др.). Муниципальное управление в этом случае опирается на федеральное законодательство, регулирующее деятельность предприятий, доминирующих на местных товарных рынках, и использование собственных рычагов экономико-правового регулирования, которые позволяют объединять интересы как населения муниципального образования, так и предприятий-монополистов. В случае неэффективного решения проблемы монополизма органы местного самоуправления могут воспользоваться правом законодательной инициативы и внести необходимый им законопроект на рассмотрение законодательных органов государственной власти.

Вторая группа инструментов осуществляет корректировку и согласование интересов различных муниципальных образований (например, доноров и дотируемых), муниципальных образований и субъектов, действующих на их территории, муниципальных образований и субъектов Федерации, чтобы обеспечить целостность и нормальный процесс развития местного сообщества. В этом случае механизм муниципального управления осуществляет планирующую и нормативно-регулирующую функции. Тотальная дотационность многих муниципальных образований есть фактор, который препятствует становлению эффективного механизма муниципального управления. Муниципальные образования-доноры не заинтересованы совершенствовать систему управления, повышать доходность территории, снижать затраты, повышать эффективность. В современных условиях повышение доходности муниципального образования сопровождается перераспределением части его дополнительного дохода в пользу дотационных территорий и уменьшением налоговых отчислений в местный бюджет. Неравномерность экономического развития муниципальных предприятий является объективным фактором и должна учитываться и нивелироваться механизмом муниципального управления. При формировании финансовой основы самоуправления в контексте взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления требуют решения два вопроса: как наиболее рационально разделить источники доходов между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами и каковы процедуры взаимодействия уровней власти при закреплении доходных источников местных бюджетов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Экономический кризис и подъём экономики. Антикризисная политика государства
История последних двух столетий показала, что экономический рост не является плавным, постоянным и равномерным. В развитии национального хозяйства есть определённые периоды, в ходе которых происходит снижение объёмов производства, воз ...

Акционерная форма собственности, преимущества, недостатки и развитие в Республике Казахстан
Преобразование государственных предприятий в акционерные общества - одно из направлений разгосударствления собственности. Вместе с тем в акционерное общество могут соединиться различные формы базовой собственности в зависимости от держ ...

Разделы сайта