Как видно из таблицы 3.4 предприятие в 2009 году достигло менее лучших результатов по сравнению с 2008 годом.
Прибыль от реализации товаров уменьшилась на 1099 млн., в то время как себестоимость реализованной продукции в 2009 году увеличилась на 1582 млн.руб., рост составил 145,5%. Произошел рост прибыли как от операционных доходов, так и от внереализационных доходов и расходов. Но несмотря на это прибыль за отчетный период снизилась на 562 млн.руб. или на 27,6%. Все это повлекло и снижение прибыли остающейся у предприятия. Это является отрицательной тенденцией.
Оценить эффективность функционирования ОАО «Пружанский льнозавод» и осуществить выбор управленческих решений в отношении использования производственных ресурсов можно с помощью рентабельности.
Рентабельность -
это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности предприятия.
В работе ОАО «Пружанский льнозавод» применяется ряд показателей рентабельности. При расчете рентабельности отражается процентное отношение суммы полученной прибыли к одному из следующих показателей: себестоимость продукции, выручка от реализации продукции, стоимость основных фондов, оборотных фондов и т.д.
Исходя из понимания видов прибыли, можно представить следующие виды рентабельности:
рентабельность продукции (работ, услуг);
рентабельность операций с капиталом.
Исходя из понимания видов затрат можно представить следующие виды рентабельности:
рентабельность продукции (работ, услуг);
рентабельность капитальных затрат (инвестированного капитала);
рентабельность акционерного капитала.
Система показателей экономической эффективности производства и капитала, включает следующие три группы показателей рентабельности:
1. Показатели рентабельности продаж
формируются на основании расчета уровня рентабельности (доходности) по различным показателям прибыли в соотношении с объемом продукции собственного производства;
2. Показатели рентабельности капитала (активов)
формируются на основании расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств;
3.
Показатели, рассчитываемые на основе потоков наличных денежных средств
формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой и второй групп с тем только различием, что вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
Использовав данные таблицы 3.4
можно рассчитать показатели рентабельности ОАО «Пружанский льнозавод» на 01.01.2009г.
. Рентабельность продукции:
Рпрод= Прп/Зрп * 100%, (3.2)
где Прп - прибыль от реализации млн.руб.; Срп - себестоимость реализованной продукции, млн.руб.
Рпр = 255/5062 * 100%=5,03%
. Рентабельность продаж:
Рпр= П/В* 100%, (3.3)
где П - прибыль, млн. руб.; В - выручка, млн.руб.
Рпр= 1476/ 5317*100%=27,8%
. Рентабельность производства:
Р= П/(Ос.ср-ва+ Об.ср-ва) * 100%, (3.4)
где Ос.ср-ва - стоимость основных средств, млн.руб.; Об.ср-ва - стоимость оборотных средств, млн.руб.
Р= 1250/12233*100%=10,2%
Анализ рентабельности предприятия представлен в таблице. 3.5
Таблица 3.5 Анализ рентабельности ОАО «Пружанский льнозавод»
Показатели |
Формула расчета |
2008 год |
2009 год |
Отклонения, +/- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Коэффициент рентабельности основной деятельности |
Прп/Зрп ∙ 100 |
38,9 |
5,03 |
-33,87 |
2. Коэффициент рентабельности активов |
ЧП/СА ∙ 100 |
17,8 |
10,2 |
-7,6 |
3. Коэффициент рентабельности собственного капитала |
НП/СК ∙ 100 |
23,7 |
12,1 |
-11,6 |
4. Коэффициент рентабельности продаж |
НП/В ∙ 100 |
42,2 |
27,8 |
-14,4 |