2005 г. - 119,9%-100% = 20%
г. - 114,8%-100% = 15%
г. - 116,5%-100% = 16,5%
в) индекс потребительских цен на санаторно-оздоровительные услуги (в процентах у предыдущему году)
2005 г. - 112,2%-100% = 12,2%
г. - 113,9-100%=14%
г. - 131,4-100%-31,4%
2) Найдём эластичность спроса на туристские услуги по цене
2005 г. -
г. - 84%/20%=4,2
г. - 44,5%/15% = 3
Еу > 1 спрос эластичный по цене
ВЫВОДЫ:
1. Спрос на услуги гостиниц и аналогичных мест проживание не эластичный ни по доходу, ни по цене.
Это может быть связано со следующими факторами:
· Услуги, предоставляемые гостиницами, удовлетворяют первичные потребности человека - потребности в месте проживания на определенный период времени. Поэтому люди, приехавшие в чужой город и нуждающиеся в размещении, в любом случае выберут для себя приемлемое место временного размещения.
· Сегмент населения, пользующегося услугами гостиниц и аналогичных мест размещения, составляют в основном служащие, командированные для выполнения каких-либо производственных заданий. И расходы по их проживанию несёт предприятие, командировавшее их.
2. Спрос на услуги санаторно-курортных учреждений не эластичен по доходу; по цене же спрос на оздоровительные услуги может быть как эластичным, так и не эластичным.
Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы на услуги санаторно-оздоровительных учреждений:
· Оздоровительные услуги входят в группу услуг, удовлетворяющих первичные потребности населения - потребности в оздоровлении.
· Уровень благосостояния - чем выше уровень благосостояния населения, тем больше потребительские расходы на оздоровительные услуги и тем больше совокупный спрос на услуги санаториев и оздоровительных учреждений.
· Уровень текущего дохода - рост уровня дохода ведёт к росту уровня потребления и поэтому к увеличению спроса на оздоровительные услуги. Снижение уровня доходов ведет к сокращению потребления и соответственно к сокращению спроса на услуги.
· Ожидания потребителей, которые включают
Изменение дохода в будущем - если человек ожидает увеличение потребления уже в настоящем, что ведёт к росту совокупного спроса.
Ожидание изменения уровня цен - если люди ожидают роста уровня цен через какой-то промежуток времени, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по относительно низким ценам в настоящее время , что также ведёт к увеличению совокупного спроса.
· Налоги - ост уровня налогов ведёт к сокращению располагаемого дохода, частью которого является потребление, и, следовательно, к сокращению совокупного спроса.
· Уровень задолженности домашних хозяйств - чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домашние хозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и соответственно совокупного спроса
· Ставка процента по потребительскому кредиту - чем выше ставка процента по потребительскому кредиту, который домашние хозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы. [Кожекин Ю.П.]
3. Спрос на туристско-экскурсионные услуги эластичен и по доходу и по цене. Это связано с тем, что:
· С повышением доходов у человека появляются другие потребности, которые не ограничиваются лишь материальными нуждами. Появляется желание к получению новых впечатлений, новых знаний о мире. Эти новые - высшие потребности - человек удовлетворяет, путешествуя.
· С уменьшением дохода человек сокращает расходы на туристско-экскурсионные услуги, а то и вовсе исключает их из своего потребления.
ЗАДАЧА №4
Расчёт коэффициента сезонности и планирование спроса
В качестве характеристики сезонности удовлетворённого спроса используется коэффициент сезонности. Коэффициент сезонности рассчитывается как процентное отношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объёму реализованных услуг за расчётный период по формуле:
услуга экономика туризм доход
Кс = (Y1/Y)*100%
Где Кс = коэффициент сезонности, Y1 - средний уровень объёма реализованных услуг отдельного месяца, чел. /руб., Y - среднемесячный объём реализованных услуг за расчётный период, чел./руб.
Данные о доходах санаторно-оздоровительных учреждений Первомайского района Алтайского края были взяты из статистического сборника "Туризм и отдых в Алтайском крае 2005-2006" - "доходы и расходы по эксплуатации санаторно-курортных организаций по муниципальным районам и городским округам", "основные показатели развития санаторно-курортных организаций Алтайского края".