Зарубежный опыт функционирования малого бизнеса и его адаптация к российским условиям

Приведем общую цифру, характеризующую состояние малых предприятий в Японии: было создано 360 тыс. малых предприятий, а исчезло 240 тысяч таких же предприятий. Другими словами, сотни тысяч в год создаются, сотни тысяч исчезают.

Если говорить о структуре малого бизнеса Японии, то:

.7 млн. - это юридические лица

.1 млн. - индивидуальные частные предприятия (ИЧП)

.7 млн. - семейные хозяйства

Данные по структуре малых предприятий в Японии выглядят следующим образом:

число предприятий с численностью 1-4 чел. - это 49% всех малых предприятий, и на них занято 7% рабочей силы страны; в обрабатывающей промышленности цифра занятых на малых предприятиях достигает 72%; в сфере услуг - примерно 50%: в торговле, где доля крупных предприятий тоже невелика - 10% занятой рабочей силы [27].

Японцы исходят из того, что малые предприятия - это очень мощный регулятор экономики. Потому что крупные предприятия, как правило, ориентируются на большие капитальные вложения и испытывают очень малую потребность в рабочей силе. И поэтому, когда экономика испытывает недостаток основного капитала, то нужно уходить от крупных предприятий в малый бизнес.

Крупные предприятия сосредотачивают этот недостаточный крупный капитал на очень небольшом количестве крупных предприятий (заводов, фабрик, объединений), и в результате резко растет безработица.

малый бизнес индивидуальный предприниматель

Малые же предприятия, наоборот, потребляют малый капитал и при этом абсорбируют очень большую часть рабочей силы. Суть государственной политики поддержки предпринимательства в малом и среднем бизнесе в Японии и заключается в балансировании между необходимыми капиталовложениями и данными по безработице.

Японская система поддержки предпринимательства представляется сегодня не просто наиболее зрелой; она более всего соответствует по духу нашему российскому обществу.

Судя по всему, Россия остается, если можно так выразиться, страной «общественного типа», и думается, будут постепенно входить в практику такие же методы поддержки малого и среднего предпринимательства. Поэтому и остановимся столь подробно на Японии.

Так вот, японская система предпринимательства на государственном уровне держится на четырех структурных направлениях.

Во-первых, это всякого рода специализированные государственные учреждения:

совещательные комиссии по МСП

главное управление поддержки МСП

префектурные органы МСП

государственная корпорация развития МСП

академии МСП

всеяпонский региональный центральный комитет МСП (1000 инструкторов)

японские и региональные торгово-промышленные палаты (9000 инструкторов

Второй блок - это финансовые гарантии и финансовая помощь:

финансовая корпорация (59 филиалов)

национальные финансовые корпорации (102 филиала)

центральный банк торговой и промышленной кооперации (117 филиалов)

корпорация страхования кредитов МСП

префектурные общества страхования кредитов (52 филиала)

Все эти институты работают на общегосударственном и региональном уровнях.

Третье направление - что обеспечение малых предприятий подрядными работами через ряд ассоциаций по развитию подрядных работ, а также информационное обеспечение малого бизнеса, которое выполняет всеяпонский центр содействия информатизации малых и средних предприятий и региональные центры информатизации.

И, наконец, остановимся на таком важном элементе японской системы поддержки малого и среднего бизнеса, как система законодательного обеспечения.

Она включает целый комплекс законов, которые были приняты в послевоенный период, но не сразу, не единовременно, а вводились постепенно, начиная с закона об учреждении Государственного управления по поддержке МСП и далее:

закон об учреждении Государственного управления по поддержке МСП

закон о создании Государственной корпорации по финансированию МСП

система погашения займов МСП

закон о кооперативах

закон по основам политики по МСП

закон о содействии модернизации МСП

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи по теме

Оценка экономических показателей эффективности использования оборотного капитала предприятия
Сельское хозяйство - одна из самых основных и жизненно важных отраслей народного хозяйства, и онодает 5,4% валового внутреннего продукта. В нашей стране на эту отрасль приходится около 4% стоимости основных фондов; в ней занято 7,2 млн ...

Разработка путей повышения рентабельности организации
Повышение эффективности национальной экономики зависит от успешной деятельности предприятий. Конечным результатом деятельности предприятий является прибыль. Прибыль - это обобщающий показатель работы любого предприятия, которое реализу ...

Разделы сайта