Приведем общую цифру, характеризующую состояние малых предприятий в Японии: было создано 360 тыс. малых предприятий, а исчезло 240 тысяч таких же предприятий. Другими словами, сотни тысяч в год создаются, сотни тысяч исчезают.
Если говорить о структуре малого бизнеса Японии, то:
.7 млн. - это юридические лица
.1 млн. - индивидуальные частные предприятия (ИЧП)
.7 млн. - семейные хозяйства
Данные по структуре малых предприятий в Японии выглядят следующим образом:
число предприятий с численностью 1-4 чел. - это 49% всех малых предприятий, и на них занято 7% рабочей силы страны; в обрабатывающей промышленности цифра занятых на малых предприятиях достигает 72%; в сфере услуг - примерно 50%: в торговле, где доля крупных предприятий тоже невелика - 10% занятой рабочей силы [27].
Японцы исходят из того, что малые предприятия - это очень мощный регулятор экономики. Потому что крупные предприятия, как правило, ориентируются на большие капитальные вложения и испытывают очень малую потребность в рабочей силе. И поэтому, когда экономика испытывает недостаток основного капитала, то нужно уходить от крупных предприятий в малый бизнес.
Крупные предприятия сосредотачивают этот недостаточный крупный капитал на очень небольшом количестве крупных предприятий (заводов, фабрик, объединений), и в результате резко растет безработица.
малый бизнес индивидуальный предприниматель
Малые же предприятия, наоборот, потребляют малый капитал и при этом абсорбируют очень большую часть рабочей силы. Суть государственной политики поддержки предпринимательства в малом и среднем бизнесе в Японии и заключается в балансировании между необходимыми капиталовложениями и данными по безработице.
Японская система поддержки предпринимательства представляется сегодня не просто наиболее зрелой; она более всего соответствует по духу нашему российскому обществу.
Судя по всему, Россия остается, если можно так выразиться, страной «общественного типа», и думается, будут постепенно входить в практику такие же методы поддержки малого и среднего предпринимательства. Поэтому и остановимся столь подробно на Японии.
Так вот, японская система предпринимательства на государственном уровне держится на четырех структурных направлениях.
Во-первых, это всякого рода специализированные государственные учреждения:
совещательные комиссии по МСП
главное управление поддержки МСП
префектурные органы МСП
государственная корпорация развития МСП
академии МСП
всеяпонский региональный центральный комитет МСП (1000 инструкторов)
японские и региональные торгово-промышленные палаты (9000 инструкторов
Второй блок - это финансовые гарантии и финансовая помощь:
финансовая корпорация (59 филиалов)
национальные финансовые корпорации (102 филиала)
центральный банк торговой и промышленной кооперации (117 филиалов)
корпорация страхования кредитов МСП
префектурные общества страхования кредитов (52 филиала)
Все эти институты работают на общегосударственном и региональном уровнях.
Третье направление - что обеспечение малых предприятий подрядными работами через ряд ассоциаций по развитию подрядных работ, а также информационное обеспечение малого бизнеса, которое выполняет всеяпонский центр содействия информатизации малых и средних предприятий и региональные центры информатизации.
И, наконец, остановимся на таком важном элементе японской системы поддержки малого и среднего бизнеса, как система законодательного обеспечения.
Она включает целый комплекс законов, которые были приняты в послевоенный период, но не сразу, не единовременно, а вводились постепенно, начиная с закона об учреждении Государственного управления по поддержке МСП и далее:
закон об учреждении Государственного управления по поддержке МСП
закон о создании Государственной корпорации по финансированию МСП
система погашения займов МСП
закон о кооперативах
закон по основам политики по МСП
закон о содействии модернизации МСП