Таким образом, государственные и муниципальные гарантии - это не только эффективный путь использования государственных и муниципальных ресурсов, но и средства привлечения частных ресурсов. Как показывает практика, на 1 руб. гарантийного фонда можно привлечь 5-8 руб. частных кредитов. В этих целях министерствам экономики регионов и организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства необходимо активизировать работу с международными финансовыми организациями, а также с инвестиционными фондами развития предпринимательства.
Согласно ст. 115 БК РФ государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
Федеральное регулирование малого предпринимательства затруднено и осуществимо лишь по отдельным приоритетным направлениям или комплексам народного хозяйства. Но оно возможно на уровне региона, города, района: местные органы власти имеют достоверную информацию о состоянии спроса и предложения на рынке, объемах производства товаров (услуг), перспективах и возможностях развития тех или иных отраслей. Эти же органы располагают нужными средствами и рычагами для регулирования малого бизнеса, смысл которого состоит в том, чтобы создавать экономические условия для развития малого бизнеса в приоритетных и перспективных отраслях и производствах, направлять его по пути, выгодному как ему, так и муниципальному образованию в целом.
На сегодняшний день в Государственную Думу РФ поступил законопроект, вносящий изменения в ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Данный законопроект предлагает установить новые требования по численности, увеличив ее:
для малых предприятий - до 120 человек включительно (в настоящий момент до 100);
для микропредприятий - до 20 человек (в настоящий момент до 15).
По мнению депутатов, это позволит субъектам малого и среднего предпринимательства расширить свою коммерческую деятельность за счет небольшого увеличения штата, а организациям, отвечающим новым критериям численности, приобрести соответствующий статус субъекта малого или среднего бизнеса.
Деятельность малых предприятий больше всего связана с удовлетворением нужд населения, что подчеркивает близость данных субъектов к потребителям и возможность быстрой адаптации к изменениям рынка.
В Законе N 209-ФЗ большая роль в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства отводится региональным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем сам же Закон в данной сфере стал носить более общий характер.Следует отметить, что если организации в силу ранее действующего Закона N 88-ФЗ относились к субъектам малого предпринимательства, а в соответствии с условиями нового Закона N 209-ФЗ не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, то они сохраняли право на предусмотренную ранее поддержку согласно федеральным, региональным и муниципальным программам развития малого и среднего предпринимательства до 1 июля 2008 г.
Налоговый кодекс РФ, устанавливая общий режим налогообложения, предусматривает также возможность применения отдельными хозяйствующими субъектами специальных режимов налогообложения. При этом для субъектов малого и среднего предпринимательства наиболее актуальны такие режимы, как упрощенная система налогообложения (далее - УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).
Законодательные акты регулирующие поддержку предпринимательства на федеральном уровне:
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
. Федеральный закон от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
. Указ Президента РФ от 15 мая 2008 года № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»;
. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 февраля 2010 года № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства»;
Законодательные акты регулирующие поддержку предпринимательства на уровне субъекта федерации (Орловская область):