Методы и механизмы регулирования и поддержания малого бизнеса

порядок предоставления. Государственные средства выделяются в пределах финансового года равными долями и, как правило, в пределах средств, поступающих от возврата ранее выданных кредитов; - создание специальных фондов, аккумулирующих как выделенные средства, так и возврат ранее выданных кредитов [14].

Субъекты малого предпринимательства могут получать ссуды из федерального бюджета на основании Указа Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета». Согласно данному указу, беспроцентная возвратная ссуда из средств федерального бюджета может предоставляться предприятиям всех форм собственности для следующих целей:

на проведение структурной перестройки производства;

для расчетов по целевым кредитам, направленным на закупку оборудования и материалов;

на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом.

Последний пункт, думается, больше подходит для малых венчурных предприятий. Что же касается ссуды для проведения структурной перестройки производства, то ее получение осложняется необходимостью предоставления банковской гарантии о возврате ссуды.

Таким образом, законодательство хотя и предусматривает получение субъектами малого предпринимательства бюджетных кредитов, займов и ссуд, но на практике, как уже отмечалось, указанные нормы не всегда реализуются должным образом.

Перейдем к рассмотрению другой формы бюджетного финансирования малого предпринимательства - к государственным и муниципальным гарантиям.

Главный недостаток государственного финансирования малого предпринимательства заключается в том, что бюджетные финансовые ресурсы зачастую не доходят до реально функционирующих малых предприятий, оседая на счетах «карманных» малых предприятий, созданных государственными чиновниками, их подставными лицами, руководителями банковских и других хозяйствующих структур с единственной целью расхищения государственных финансовых ресурсов. Сложившаяся система контроля не обеспечивает целевое использование бюджетных ресурсов. Практика свидетельствует о том, что выборочное предоставление прямых льготных кредитов и субсидий не оказывает должного стимулирующего воздействия на формирование финансов малых предприятий в отличие от осуществления государственной поддержки в форме гарантированного кредита. Поэтому сегодня бюджетные ресурсы должны использоваться не на поддержку конкретных проектов или конкретных предпринимателей, создавая тем самым условия для коррупции, а должны направляться в гарантийные фонды [34].

Предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, займов, ссуд за счет региональных и муниципальных бюджетов является необходимым фактором развития малого предпринимательства. Однако данный механизм будет работать эффективно только при условии создания действенной системы государственных гарантий. Это связано с тем, что выдача льготных займов для субъектов малого предпринимательства, так же как и субсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения больших средств и является достаточно рискованным проектом для организаций, предоставляющих кредиты.

В нашей стране государственные гарантии играют весьма незначительную роль в финансовом обеспечении малого бизнеса. Об этом свидетельствует приведенная ниже статистика.

Виды обеспечения кредитов малого предпринимательства, принимаемые банками (в % к числу опрошенных):

товарно-материальные ценности (в том числе оборудование) - 97,2;

недвижимость - 83,3;

готовая продукция - 68,0;

гарантии других фирм - 23,6;

гарантии других банков - 2,7;

государственные гарантии - 1,4.

Использование государственных и муниципальных гарантий по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий имеет несомненные преимущества:

гарантирование позволяет эффективнее использовать совокупные финансовые средства гаранта, направленные в сферу поддержки малого бизнеса. Благодаря гарантийно-страховому резерву, который формируется в виде портфеля ценных бумаг, средства гарантийного фонда не лежат на остатках расчетного счета, а используются более эффективно;

создается возможность поддержки малых предприятий, не имеющих стартового капитала и необходимого объема залогового имущества;

увеличивается количество малых предприятий - получателей кредитов (примерно в четыре-пять раз);

появляется возможность реализации крупных проектов межрегиональной значимости на базе консолидации имеющихся финансовых ресурсов;

региональный банковский сектор имеет возможность надежно разместить активы. Для региональных банков это очень важно, поскольку в регионах отсутствуют альтернативные сферы размещения активов. Гарантии дают банкам возможность изменить структуру активов - перевести деньги из финансово-кредитной сферы в сектор реальной экономики. С позиции банка при наличии серьезного обеспечения такие кредиты более предпочтительны, поскольку приносят приемлемый процентный доход в течение длительного времени.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Оценка экономических показателей эффективности использования оборотного капитала предприятия
Сельское хозяйство - одна из самых основных и жизненно важных отраслей народного хозяйства, и онодает 5,4% валового внутреннего продукта. В нашей стране на эту отрасль приходится около 4% стоимости основных фондов; в ней занято 7,2 млн ...

Исследование финансового состояния Курганского линейного отдела Энергосбыт Южно-Уральской железной дороги
Рыночные отношения на сегодняшний день требуют внедрение новых технологий, эффективные формы хозяйствования и управления фирмой. В свою очередь, совершенствование экономического механизма через рыночные отношения, конкуренция фирм (пре ...

Разделы сайта