Методы и механизмы регулирования и поддержания малого бизнеса

В России в условиях постоянного дефицита финансовых ресурсов для местной администрации крайне важно оценить, какие направления развития малого бизнеса действительно нуждаются в поддержке и льготах, а каким придется рассчитывать только на свои силы.

Весьма интересен тот факт, что количество малых предприятий выросло более чем в три раза за период 1991-1994 гг., причем тогда система поддержки малого предпринимательства отсутствовала. Получается, что в нашей стране малый бизнес быстрее развивается без помощи государства. Скорее это свидетельствует о том, что система государственной поддержки малых предприятий в России обладает крайне низкой эффективностью.

В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства в России. К формам государственной поддержки малого предпринимательства относятся:

организационно-инфраструктурная;

налогово-управленческая;

имущественная;

финансово-кредитная.

Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. В российских условиях такой вид поддержки чреват злоупотреблениями, поэтому его использование должно быть строго регламентировано и открыто для общественности.

В данной главе дипломной работы будут рассмотрены только финансово-кредитные формы государственной поддержки малого предпринимательства ввиду их особой значимости.

Сведение государственной поддержки только к прямой финансовой поддержке или налоговому стимулированию не столько развивает предпринимательскую инициативу, сколько содействует закреплению иждивенческих настроений. Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы, не в том, чтобы поддержать их любой ценой, а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка [34].

Можно выделить следующие формы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства:

субвенции и субсидии;

бюджетные кредиты, займы, ссуды;

государственные и муниципальные гарантии.

Рассмотрим подробнее каждую из этих форм.

Субвенции и субсидии.

Правовые основы предоставления бюджетных средств субъектам предпринимательства, в том числе и малого предпринимательства, установлены в Бюджетном Кодексе РФ, введенном в действие с 1 января 2000 г.

Согласно ст. 6 БК РФ «дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов; субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов».

Понятие «субвенция» происходит от лат. - subvenir, означающего «приходить на помощь». Ранее действовавшее законодательство относительно дефиниции «субвенции» отличалось разночтением. Так, в одном из законов субвенция понимается как «фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной основе для целевого финансирования (возмещения) расходов бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований» [11].

Другой закон определял субвенцию в виде суммы, выделяемой на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования.

В Законе N 126-ФЗ под субвенциями подразумеваются «денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае не использования их по целевому назначению в установленный срок» (ст. 1). В данном определении следует обратить внимание на санкции в случае нецелевого использования бюджетных средств.

Несмотря на то, что в БК РФ дана более содержательная формулировка субвенций, в финансово-правовой науке отмечается необходимость в определенной корректировке данного определения с учетом следующих моментов:

субвенция представляет собой форму оказания финансовой помощи, а не только бюджетные средства, как установлено п. 10 ст. 6 БК РФ;

в мировой бюджетной практике субвенция не предоставляется юридическим лицам, а только органам власти территориального образования для покрытия публичных затрат (в том числе и на малый бизнес);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Иностранный инвестор, его статус в процессе инвестирования
Со времен Петра I Россия привлекала инвестиции для развития своей экономики. Петр I "вкладывал капитал" - платил немалые деньги иностранным офицерам и инженерам, которых он принимал на русскую государственную службу. Екатерин ...

Акционерная форма собственности, преимущества, недостатки и развитие в Республике Казахстан
Преобразование государственных предприятий в акционерные общества - одно из направлений разгосударствления собственности. Вместе с тем в акционерное общество могут соединиться различные формы базовой собственности в зависимости от держ ...

Разделы сайта