или
(1.25)
(1.26)
(1.27)
где - прибыль от продаж отчетного и базисного периодов;
- продажа продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)
=
(1.28)
Соответственно влияние изменения себестоимости составит
=
(1.29)
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:
(1.30)
Для более глубокого и детального анализа различных факторов, влияющих на прибыль от продаж, используется следующая факторная модель:
Rоб = (1.31)
На основании данных предприятия производится расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности продукции способом цепной подстановки.
Данная модель кроме объема, цены, удельных переменных и общей суммы постоянных затрат учитывает еще и влияние структуры продаж на изменение рентабельности оборота.
Аналогичным образом производится анализ рентабельности продукции в целом по предприятию:
R = (1.32)
Заключительным этапом анализа является поиск путей и резервов повышения прибыли и рентабельности предприятия, рассмотренный в следующем пункте курсовой работы.