Задачи и система показателей статистического изучения финансовых результатов предприятия

Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами[5,с.136].

Общая рентабельность (рентабельность всего капитала предприятия) представляет собой отношение прибыли от продаж к средней за отчетный период величине всего имущества предприятия.

(1.14)

где - прибыль от продаж полученная предприятием в отчетном периоде;

- средний за отчетный период итог бухгалтерского баланса; - значения итога баланса соответственно на начало и на конец отчетного периода.

Рентабельность продукции, или коэффициент окупаемости затрат (R3), исчисляется путем отношения прибыли от продаж к сумме затрат по реализованной продукции:

R2 = (1.15)

Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию можно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

Показатель рентабельности продаж рассчитывается как отношение показателей прибыли к выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

В зависимости от числителя, отражающего определенные стороны хозяйственной деятельности, различают:

) рентабельность продаж по прибыли от продажи (RР1) :

(1.16)

2) рентабельность продаж по бухгалтерской (до налогообложения) прибыли (RР2):

(1.17)

) рентабельность продаж по чистой прибыли (RР3)

(1.18)

В наиболее чистом виде с точки зрения экономической теории рентабельность продаж характеризует показатель прибыли от продаж по отношению к выручке от продаж.

В процессе анализа изучается динамика данных показателей, проводятся межфирменные сопоставления и рассчитывается влияние факторов на изменение их величины[13,с.592].

Самые общие и достаточно поверхностные заключения о причинах различной динамики продаж можно получить, применив индексный метод при анализе рентабельности.

Динамика рентабельности продаж определяется соотношением динамики чистой прибыли и динамики выручки от продаж.

Индекс изменения рентабельности продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущем периодом:

(1.19)

где - значение рентабельности продаж в отчетном и предыдущем году

В индексной форме это соотношение описывается формулой:

(1.20)

Индекс изменения чистой прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущем периодом

(1.21)

где - значения чистой прибыли в отчетном и предыдущем периоде;

Индекс изменения выручки от продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущем периодом:

(1.22)

где - значения выручки от продаж в отчетном и предыдущем периоде.

Моделирование показателя рентабельности от продаж показывает зависимость этого показателя от показателя затрат на 1 руб. продукции и в общем виде дает пути его повышения.

Сначала рассмотрим модель рентабельности (RР ) для базового и отчетного года:

(1.23)

(1.24)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи по теме

Иностранный инвестор, его статус в процессе инвестирования
Со времен Петра I Россия привлекала инвестиции для развития своей экономики. Петр I "вкладывал капитал" - платил немалые деньги иностранным офицерам и инженерам, которых он принимал на русскую государственную службу. Екатерин ...

Исследование платежеспособности и ликвидности
Актуальность темы исследования состоит в проблеме поддержания финансовой устойчивости предприятия в условиях государственного экономического кризиса. Развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно ...

Разделы сайта