Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами[5,с.136].
Общая рентабельность (рентабельность всего капитала предприятия) представляет собой отношение прибыли от продаж к средней за отчетный период величине всего имущества предприятия.
(1.14)
где - прибыль от продаж полученная предприятием в отчетном периоде;
- средний за отчетный период итог бухгалтерского баланса; - значения итога баланса соответственно на начало и на конец отчетного периода.
Рентабельность продукции, или коэффициент окупаемости затрат (R3), исчисляется путем отношения прибыли от продаж к сумме затрат по реализованной продукции:
R2 = (1.15)
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию можно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.
Показатель рентабельности продаж рассчитывается как отношение показателей прибыли к выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
В зависимости от числителя, отражающего определенные стороны хозяйственной деятельности, различают:
) рентабельность продаж по прибыли от продажи (RР1) :
(1.16)
2) рентабельность продаж по бухгалтерской (до налогообложения) прибыли (RР2):
(1.17)
) рентабельность продаж по чистой прибыли (RР3)
(1.18)
В наиболее чистом виде с точки зрения экономической теории рентабельность продаж характеризует показатель прибыли от продаж по отношению к выручке от продаж.
В процессе анализа изучается динамика данных показателей, проводятся межфирменные сопоставления и рассчитывается влияние факторов на изменение их величины[13,с.592].
Самые общие и достаточно поверхностные заключения о причинах различной динамики продаж можно получить, применив индексный метод при анализе рентабельности.
Динамика рентабельности продаж определяется соотношением динамики чистой прибыли и динамики выручки от продаж.
Индекс изменения рентабельности продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущем периодом:
(1.19)
где - значение рентабельности продаж в отчетном и предыдущем году
В индексной форме это соотношение описывается формулой:
(1.20)
Индекс изменения чистой прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущем периодом
(1.21)
где - значения чистой прибыли в отчетном и предыдущем периоде;
Индекс изменения выручки от продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущем периодом:
(1.22)
где - значения выручки от продаж в отчетном и предыдущем периоде.
Моделирование показателя рентабельности от продаж показывает зависимость этого показателя от показателя затрат на 1 руб. продукции и в общем виде дает пути его повышения.
Сначала рассмотрим модель рентабельности (RР ) для базового и отчетного года:
(1.23)
(1.24)