В сложившейся социально-экономической ситуации социальное оказалось отделенным от экономического, а сами функции социального были взвалены на плечи государства, потому что капиталистическая рыночная экономика игнорирует стоимостные духовно-культурные, образовательно-социальные составляющие. В результате государство вынуждено заполнять социальную брешь «чистой экономики». Причем эта брешь оказалась настолько огромной, что само общество приобрело глобальный социально регулируемый характер.
Таким социальным регулятором выступает государство, к ведению которого относятся производство и потребление, народонаселение, трудовая деятельность и здравоохранение, образование, наука и культура, общественные и гражданские отношения, урбанизация, аграрная сфера и миграционные потоки. Следовательно, проблема критического мышления сводится к определению границы недостаточного или чрезмерного огосударствления социально-экономической и духовно-культурной жизнедеятельности человека и общества с точки зрения опять-таки «урезанного» рынка, тогда как усилия последнего должны быть направлены на выявление возможностей расширить стоимостное социально-экономическое поле жизнедеятельности человека.