государственный регулирование национальный ценообразование
Рассматривая проблемы развития народного хозяйства, нельзя не заметить тесную переплетенность экономических и социальных отношений. Она обусловлена прежде всего тем, что процесс общественного воспроизводства не может нормально протекать вне взаимодействия его экономических и социальных сторон. Это относится к воспроизводству и общественного продукта, и человека. Будучи главной производительной силой общества и носителем всех без исключения общественных отношений, человек становится ядром социально-экономической системы, сориентированной на его воспроизводство в физиологическом и физическом, образовательном и культурном, социальном и экономических аспектах. При этом социальное - предпосылка экономического, равно как последнее - предпосылка первого.
Исходя из приоритета анализа экономики, необходимо прежде всего остановиться на регулировании доходов непосредственных участников хозяйственной деятельности. Дело в том, что внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать, что регулирование доходов, отношения найма, занятости относятся не только к сфере хозяйственной деятельности, но и к характеристике социального состояния общества.
Поэтому социальная политика направлена не только на повышение уровня занятости и доходов лиц наемного труда, улучшение их материального положения, но и обеспечение благополучия их семей, благополучие людей с вторичными доходами, на расширение возможностей развития личности, получения образования, а также на достижение человеком соответствующего социального статуса в обществе.
Поэтому политика государственного регулирования доходов владельцев факторов производства далеко не замыкается на их носителях, на экономической деятельности.
Тем не менее государственное регулирование доходов имеет вполне самостоятельный аспект - распределение доходов в обществе. Государственная политика доходов в решающей степени предопределяется характером государственной власти, ее экономической, социальной и политической ориентацией и зависит от складывающейся социально-экономической и внутриполитической ситуации в стране. Поэтому государство, исходя из стоящих перед ним задач, проводит соответствующую политику доходов, которая содействовала бы социально-экономической и политической стабильности, успешному росту национальной экономики, повышению благосостояния всего населения или наращиванию богатства в руках отдельных национальных и социальных групп, слоев общества.
Во многих странах государство выступает прежде всего посредником в социальных отношениях между трудом и капиталом, наемными работниками и работодателями путем участия в переговорах профсоюзов работников и предпринимателей. С помощью налоговой политики и системы социальных выплат и компенсаций государство может оказывать существенное воздействие на формирование любых номинальных и реальных доходов. Речь идет о заработной плате, прибыли, проценте, ренте, а также о пособии по безработице, которое выступает не чем иным, как доходом при временной безработице.
Кроме того государство, определяя минимально допустимый уровень оплаты труда, устанавливая прожиточный минимум, определяет тем самым нижние допустимые границы получения доходов и социального обеспечения населения. Вместе с тем нельзя закрывать глаза на очевидный факт - социально-экономическую и политическую функцию буржуазного государства по защите имущественных прав и интересов капитала, прежде всего финансовой олигархии. В отношении же лиц наемного труда и их семей проводится политика сдерживания заработной платы, сокращения социальных выплат.
Следует помнить и о взаимозависимости различных экономических мероприятий в разных областях хозяйственной деятельности. В качестве примера можно привести политику ускоренной амортизации, которая, казалось бы, имеет отношение исключительно к обновлению основного капитала, решению задач НТП. На самом деле она прямо и непосредственно затрагивает политику доходов. Завышая амортизационные нормы, правительство тем самым ускоряет списание основного капитала на издержки производства, рост которых автоматически занижает размеры получаемых прибылей (они прячутся в амортизационные фонды), что, естественно, ведет к значительному сокращению налогооблагаемой базы и поступлений через налоговую систему в государственный бюджет. Конечно, политика ускоренной амортизации содействует ускорению НТП, но в не меньшей мере она содействует и перераспределению налогового бремени между предпринимателями и лицами наемного труда.