Роль муниципального уровня управления экономикой чрезвычайно важна: именно с этим уровнем власти взаимодействует большинство компаний, относящихся к мелкому и среднему бизнесу, а также локальные подразделения компаний федерального и транснационального уровней. От эффективности организации этого взаимодействия прямо зависит качество выполнения государственными органами своей основной функции - обеспечение максимально высокого уровня жизни населения и наиболее благоприятных условий модели бизнеса.
В свою очередь, муниципальные власти работают непосредственно с населением (в отличие от властей других уровней, отделенных от граждан некоторым количеством фильтров), от которого зависит, будут ли эти власти оставлены еще на один срок по результатам выборов, или же они будут заменены. По этой причине муниципальные органы власти особенно чутки к запросам и претензиям населения.
Оказываясь вынужденным искать приемлемый компромисс между интересами вышестоящих властей, населения и бизнеса, региональные органы вырабатывают те или иные модели управления муниципальной экономикой. Эти модели могут оказаться как традиционными (т. е. исторически сложившимися), так и новыми (сформированными муниципальными властями в течение срока действия их мандата) и регулярно (с учетом неизбежной выборной ротации) пересматриваемыми. При этом очевидно, что на формирование модели управления экономикой на муниципальном уровне существенное влияние оказывают более высокие уровни управления экономикой (в случае России речь идет о федеральном и региональном уровнях).
Теоретический подход к проблеме разработки наиболее адаптированной к специфике региона модели управления муниципальной экономикой требует предварительного анализа сложившейся в России и за рубежом практики управления, составления перечня достоинств и недостатков этих моделей и принципов минимизации негативного воздействия этих недостатков.
- Уровни регионального управления и их специфика
- Модели управления на муниципальном уровне
- Повышение эффективности муниципального управления