Государственный естественный монополизм. Сюда относятся естественные государственные монополии. А именно, монополия государства на организацию и регулирование денежного оборота, монополия государства на рынке социально-приоритетных или социально-вредных товаров, монополия государства на обеспечение населения общественными товарами.
Государственный административный монополизм. Он характерен для экономики, где господствует административно-командное управление. Суть его в том, что государство монополизирует все сферы жизнедеятельности общества, максимально ограничивая рыночную конкуренцию. Если подходить к этому с позиций экономической целесообразности, то лишь незначительную часть его можно признать естественным. В целом же монополизм этого типа являет собой негативное явление и подлежит несомненной ликвидации.
Государственный административный монополизм имеет такие основные особенности:
В мировой экономической науке к общественным товарам относятся:
· национальная оборона
· охрана общественного порядка
· государственное управление
· единая энергетическая система
· национальная сеть коммуникаций и т.п.
. Он быстро становится тотальным, охватывает экономику в целом, проникая во все сферы общественного производства (производство, распределение, обмен, потребление).
. Ему свойственный исключительно высокий уровень монополизации рынков.
. Государственному монополизму свойственна особенная внутренняя структура. В основе ее лежит государственный сектор. Над ним расположены ведомственные структуры, которые контролируют отдельные сферы производства. Наконец, каждая из них разделена между предприятиями и организациями, которые монополизировали выпуск определенных товаров и услуг. Классическим примером такого типа монополизма была экономическая система бывшего СССР.
Рассмотренные основные типы монополизма указывают на то, что монополизм, во-первых, по своей природе неоднородный. Поэтому и отношение к нему не может быть однозначным. Если монополистические структуры, которые относятся к первой и шестой группам, опасные для экономики и должны быть демонтированы или ограничены, то естественные монополии (технологические, государственные, естественные и те, которые предусматривают лидерство в НТП) не противоречат, во всяком случае не совсем противоречат нормальному функционированию современного рыночного хозяйства и могут быть с ним совместимы. Во-вторых, границы действия естественного монополизма не постоянны. Они подвижны хотя бы потому, что, например, монополия, предопределенная выходом тех или других фирм на передовые рубежи НТП, недолговечна, и статус монополиста переходит периодически из "рук в руки" как результат изменения фирм-лидеров на передовых рубежах НТП.
Виды рыночных монополий
Различают два вида рыночных монополий, каждый из которых имеет свои подвиды. См. схему 7.
Схема 7. Виды рыночных монополий
К первому виду (собственно монополия) относятся фирмы, которые являются единственным производителем товара, который поступает на рынок, причем у него нет товара-субститута. Цена такого товара полностью определяется фирмой и не зависит от конъюнктуры рынка. Монополия - продавец, а точнее производитель (картели, синдикаты, тресты), может быть однородной, то есть такой, которая монополизирует производство и сбыт одного вида продукции, дифференцированной, когда монополизируется производство и сбыт многих видов продукции одной или ряда отраслей. Если такие монополии становятся главной формой организации производства в каждой отрасли, то они существенно ограничивают конкуренцию, деформируют рынок. Поэтому государство всячески должно ограничивать возможности их возникновения, а при возникновении принимать решительные меры для ограничения их влияния на экономику. Разновидностью монополиста-продавца выступает так называемая технологическая монополия. Суть такой монополии заключается в том, что монополизируется производство и сбыт не многих продуктов и даже не одного, а определенной разновидности данного продукта. Например, одна из модификаций двухкамерного холодильника или цветного телевизора. Такая монополия связана с дифференциацией продукта. В результате любое предприятие, если оно имеет возможность заинтересовать продавцов какими-либо особенностями (качествами) своего товара, добывает определенную монополию на этот товар и может пользоваться ею для повышения цен с целью получения дополнительной прибыли. Особенность такой монополии, в отличие от предыдущей, в том, что она не ограничивает конкуренцию, а развивает и углубляет ее. Потому что везде, где существует дифференциация продукта, любой продавец, хотя и владеет монополией, в то же время испытывает конкуренцию со стороны более-менее совершенных заменителей. То есть, завладев монополией на производство и сбыт какой-то разновидности продукта, монополист побуждает тем же конкурентов конструировать равноценные заменители этой разновидности. В результате конкуренция между производителями разновидностей одного и того же продукта не только не утихает, а разворачивается ещё больше. Поэтому такой вид монополий, как говорилось выше, антимонопольным законодательством ограничиваться не должен.