Типы и виды рыночных монополий

Государственный естественный монополизм. Сюда относятся естественные государственные монополии. А именно, монополия государства на организацию и регулирование денежного оборота, монополия государства на рынке социально-приоритетных или социально-вредных товаров, монополия государства на обеспечение населения общественными товарами.

Государственный административный монополизм. Он характерен для экономики, где господствует административно-командное управление. Суть его в том, что государство монополизирует все сферы жизнедеятельности общества, максимально ограничивая рыночную конкуренцию. Если подходить к этому с позиций экономической целесообразности, то лишь незначительную часть его можно признать естественным. В целом же монополизм этого типа являет собой негативное явление и подлежит несомненной ликвидации.

Государственный административный монополизм имеет такие основные особенности:

В мировой экономической науке к общественным товарам относятся:

· национальная оборона

· охрана общественного порядка

· государственное управление

· единая энергетическая система

· национальная сеть коммуникаций и т.п.

. Он быстро становится тотальным, охватывает экономику в целом, проникая во все сферы общественного производства (производство, распределение, обмен, потребление).

. Ему свойственный исключительно высокий уровень монополизации рынков.

. Государственному монополизму свойственна особенная внутренняя структура. В основе ее лежит государственный сектор. Над ним расположены ведомственные структуры, которые контролируют отдельные сферы производства. Наконец, каждая из них разделена между предприятиями и организациями, которые монополизировали выпуск определенных товаров и услуг. Классическим примером такого типа монополизма была экономическая система бывшего СССР.

Рассмотренные основные типы монополизма указывают на то, что монополизм, во-первых, по своей природе неоднородный. Поэтому и отношение к нему не может быть однозначным. Если монополистические структуры, которые относятся к первой и шестой группам, опасные для экономики и должны быть демонтированы или ограничены, то естественные монополии (технологические, государственные, естественные и те, которые предусматривают лидерство в НТП) не противоречат, во всяком случае не совсем противоречат нормальному функционированию современного рыночного хозяйства и могут быть с ним совместимы. Во-вторых, границы действия естественного монополизма не постоянны. Они подвижны хотя бы потому, что, например, монополия, предопределенная выходом тех или других фирм на передовые рубежи НТП, недолговечна, и статус монополиста переходит периодически из "рук в руки" как результат изменения фирм-лидеров на передовых рубежах НТП.

Виды рыночных монополий

Различают два вида рыночных монополий, каждый из которых имеет свои подвиды. См. схему 7.

Схема 7. Виды рыночных монополий

К первому виду (собственно монополия) относятся фирмы, которые являются единственным производителем товара, который поступает на рынок, причем у него нет товара-субститута. Цена такого товара полностью определяется фирмой и не зависит от конъюнктуры рынка. Монополия - продавец, а точнее производитель (картели, синдикаты, тресты), может быть однородной, то есть такой, которая монополизирует производство и сбыт одного вида продукции, дифференцированной, когда монополизируется производство и сбыт многих видов продукции одной или ряда отраслей. Если такие монополии становятся главной формой организации производства в каждой отрасли, то они существенно ограничивают конкуренцию, деформируют рынок. Поэтому государство всячески должно ограничивать возможности их возникновения, а при возникновении принимать решительные меры для ограничения их влияния на экономику. Разновидностью монополиста-продавца выступает так называемая технологическая монополия. Суть такой монополии заключается в том, что монополизируется производство и сбыт не многих продуктов и даже не одного, а определенной разновидности данного продукта. Например, одна из модификаций двухкамерного холодильника или цветного телевизора. Такая монополия связана с дифференциацией продукта. В результате любое предприятие, если оно имеет возможность заинтересовать продавцов какими-либо особенностями (качествами) своего товара, добывает определенную монополию на этот товар и может пользоваться ею для повышения цен с целью получения дополнительной прибыли. Особенность такой монополии, в отличие от предыдущей, в том, что она не ограничивает конкуренцию, а развивает и углубляет ее. Потому что везде, где существует дифференциация продукта, любой продавец, хотя и владеет монополией, в то же время испытывает конкуренцию со стороны более-менее совершенных заменителей. То есть, завладев монополией на производство и сбыт какой-то разновидности продукта, монополист побуждает тем же конкурентов конструировать равноценные заменители этой разновидности. В результате конкуренция между производителями разновидностей одного и того же продукта не только не утихает, а разворачивается ещё больше. Поэтому такой вид монополий, как говорилось выше, антимонопольным законодательством ограничиваться не должен.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Разработка программы поддержки развития предпринимательства на внегородской территории ЗАТО Северск п. Самусь
Реформирование российского общества, построение основ социально ориентированной рыночной экономики столкнулось со сложными проблемами, не имевшими аналогов в мировой практике. Стремительный уход государства из управления экономикой при ...

Статистика населения по материалам Орловской области
Словом статистика в середине XVIII в. стали обозначать совокупность разного рода фактических сведений о государствах (от латинского “статус” - государство). К таким сведениям относились данные о численности и движении населения госуда ...

Разделы сайта