Типы и виды рыночных монополий

В чистом виде названные типы монополизаций не встречаются, потому что они, так как и все процессы в экономике, взаимосвязаны и взаимопереплетены. Но для теоретического анализа и выяснения определенных практических действий, например, государства в условиях рыночной экономики, такая классификация достаточно конструктивна.

Экономический монополизм. Этот тип монополизма является стержневым. Именно он дал содержательное наполнение всем другим монополистическим процессам в экономике, которые происходят в результате дальнейшего углубления общественного разделения труда в условиях товарного производства. А конкретно - экономический монополизм вырастает из конкуренции, базируется на концентрации и централизации капитала. Суть его заключается в образовании больших предприятий, объединений предприятий, которые концентрируют в своих руках производство и сбыт основной части продукции определенной отрасли или нескольких отраслей, что дает им возможность влиять на уровень цен с целью обеспечения высокой (монопольной) прибыли. Такой тип монополизма представляет наибольшую угрозу рыночной экономике и потому должен быть постоянно в поле зрения государства, чтобы не допускать превращения большого бизнеса, возникающего на основе концентрации и централизации, в монополию.

Технологический монополизм проявляется в том, что власть над рынком больших корпораций (контроль производства и сбыта определенной продукции) предопределена не столько стремлением захватить рынок, подавить конкурентов, максимизировать рынок, сколько спецификой технологии. Речь идет о таких отраслях, как например, металлургия, электроэнергетика, транспорт, то есть отрасли, где сама технология делает экономически эффективными лишь большие производственные мощности.

Технологический монополизм в определенной степени можно назвать естественным именно в той мере, в которой он является естественной своеобразной конфигурацией производства. Отсюда выплывает очень важный, особенно для современной Украины, вывод, что на те секторы экономики, где доминирует технологический монополизм, демонополизация распространяться не должна. Трудно, например, представить себе образование высококонкурентного рынка, если рядом с действующей железной дорогой построится новая, конкурирующая с ней. Рынки, оккупированные технологическими монополиями, являются монопольными полностью на естественной основе и еще долго будут оставаться такими.

Рекламный монополизм. Это особенная разновидность монополизма, предопределенная дифференциацией продукта. Суть его в искусственном создании исключительных условий для реализации того или другого товара рекламой или другими действиями коммерческих служб. Например, возникновению такого механизма способствует отметка предприятием своих товаров торговой маркой, заманивание магазинами покупателей необычной упаковкой товара или снижением цен для постоянных клиентов, использование красочных реклам и тому подобное.

Рыночную конкуренцию определены монополистические мотивы, и коммерческий успех попадает в зависимость не только от цены и потребительских качеств самого товара, но и от определенных искусственно созданных условий.

Инновационный монополизм. Он характерен для предприятий (фирм), которые лидируют на тех или других направлениях НТП. Суть его в том, что отдельные фирмы, используя передовые технологии, новые формы организации труда или производства, оказываются в лучших условиях, с точки зрения производства и реализации своей продукции, сравнительно с другими фирмами.

При этих условиях конкурентное равновесие на рынке сдвигается в пользу тех фирм, которые обеспечивают им дополнительную (монопольную) прибыль.

Характерной особенностью монополизации этого типа является, во-первых, то, что она имеет временный характер и исчезает в меру распространения и коммерческого усвоения результатов научных исследований и технологических разработок. Во-вторых, она является отражением объективных закономерностей развития человеческого общества, в частности закону экономии времени. Поэтому ограничение такого монополизма со стороны государства должно быть минимальным.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Основы экономики
Проанализировать структуру платных услуг. Рассчитать их динамику (темпы роста). Выявить долю услуг СКСиТ (туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные, гостиничные). Выявить темпы роста этих услуг. Написать выводы: анализ причинн ...

Расчет технико-экономических показателей участка по изготовлению демисезонного пальто для девочки по индивидуальным заказам населения
В настоящее время развитие швейных предприятий как легкой промышленности, так и сферы сервиса осуществляется в условиях рыночной экономики, поиска наиболее гибких производственных и организационных структур, установления партнерства и ...

Разделы сайта