Для формирования малого предпринимательства необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.
Экономические условия:
К экономическим условиям относятся:
предложение товаров и спрос на них;
виды товаров, которые могут приобрести покупатели;
объем денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки;
избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Всем этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся:
банки, оказывающие финансовые услуги;
поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.;
оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребления;
специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;
агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы;
учебные заведения, обучающие рабочих с специалистов-служащих;
прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и т.п.;
Элементы процесса функционирования малого предпринимательства представлены в табл. 4.1.
Элементы процесса функционирования малого предпринимательства
Таблица 4.1
Определение и оценка возможностей малого бизнеса |
Разработка бизнес-плана |
Определение потребности в ресурсах |
Управление предприятием малого бизнеса |
Раздел I | |||
Продолжительность бизнеса Рынок для реализации бизнеса |
Вступление Описание бизнеса Содержание плана |
Определение необходимых ресурсов Определение имеющихся ресурсов |
Разработка стиля управления Внедрение системы контроля Разработка организационных процедур |
Раздел II | |||
Анализ конкуренции Ценность бизнеса для рынка и предприятия Риск и прибыль,которые содержит бизнес Предпринимательские знания, навыки, желания |
1.Описание предприятия (резюме) 2.Анализ отрасли 3.План производства 4.План маркетинга 5.Финансовый план 6.Организационный план 7.Операционный план 8.Заключение. Расчет эффективности |
Идентифицирование потребности в ресурсах Определение поставщиков необходимых ресурсов Разработка подхода к поставщикам |
Регулярное проведение SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, их оценка) Определение факторов успеха |