Анализ товарооборота

оптовый товарооборот себестоимость затрата

Товарооборот - это объём продаж товаров торговой организацией (предприятием) в денежном выражении за определенный период времени.

Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объёма продаж, ускорению товарооборачиваемости, ритмичности и равномерности продаж. Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания.

Розничный товарооборот - это важнейший показатель торгового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, и от него зависит объём валового дохода и прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия на рынке можно судить по объёму товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары.

К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят:

объём товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;

ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в гривнах и %);

однодневный товарооборот;

товарооборот в расчёте на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы);

время обращения товаров в днях;

скорость товарооборот (число оборотов).

Анализ показателей товарооборота позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торгового предприятия в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов зависит экономическая обоснованность расчётов на предстоящий период.

Основными источниками информации для анализа товарооборота являются данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности торгового предприятия.

Основные задачи анализа показателей товарооборота можно изложить следующим образом:

. Оценка выполнения бизнес-плана (достижения прогнозных показателей) и динамики товарооборота.

. Анализ соблюдения запланированной структуры товарооборота и выполнения плана по ассортименту.

. Группировка факторов, влияющих на объём розничного товарооборота.

. Оценка влияния на объём розничного товарооборота товарных фондов.

. Оценка влияния на объём розничного товарооборота факторов труда.

. Оценка влияния на объём розничного товарооборота использования основных средств.

. Определение резервов увеличения объёма розничного товарооборота.

Анализируя товарооборот (ТО), выявляют закономерности его развития. С этой целью рассчитывается динамика товарооборота в текущих и сопоставимых ценах.

Динамика роста товарооборота (ДТО) в текущих ценах рассчитывается по формуле:

ДТО = (факт. ТО тек. года в тек. ценах * 100 / (факт. ТО прош. года)

Динамика роста товарооборота (ДТО соп.ц.) в сопоставимых ценах рассчитывается по формуле:

ДТОсоп.ц. = (факт. ТО тек. года в соп. ценах * 100 / (факт. ТО прош. года)

факт. ТО в соп. ценах = факт. ТО в тек. Ценах* 100 /

Іцен

Іцен = Цотч. / Цбаз.

Сопоставив ДТО и ДТО соп.ц. можно делать выводы о том, за счёт чего произошёл рост ТО - увеличения объёмов продаж или роста цен.

При анализе ритмичности продаж определяют коэффициент ритмичности ТО:

К ритм. = ТО в пределах плана / ТО по плану

При анализе выполнения плана по ассортименту рассчитывают средний процент по ассортименту. Для этого необходимо разделить ТО в счёт плана на ТО по плану.

Выполнение плана по ассортименту не всегда означает выполнение плана по структуре. Анализ ТО по торговой структуре предполагает количественную и стоимостную оценку реализации отдельных товаров и товарных групп в общем объёме ТО, а также динамику структурных сдвигов.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Особенности олигополии как рыночной структуры
Если вы захотели приобрести автомобиль отечественного производителя, то скорее всего вы остановите свой на выбор на автомобиле 1 из следующих заводов: ВАЗ, УАЗ или ГАЗ. Эти компании выпускают практически все отечественные автомобили. И ...

Основы экономики
Проанализировать структуру платных услуг. Рассчитать их динамику (темпы роста). Выявить долю услуг СКСиТ (туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные, гостиничные). Выявить темпы роста этих услуг. Написать выводы: анализ причинн ...

Разделы сайта