оптовый товарооборот себестоимость затрата
Товарооборот - это объём продаж товаров торговой организацией (предприятием) в денежном выражении за определенный период времени.
Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объёма продаж, ускорению товарооборачиваемости, ритмичности и равномерности продаж. Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания. CLIXI~ Зашифровать ссылку на сайт
Розничный товарооборот - это важнейший показатель торгового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, и от него зависит объём валового дохода и прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия на рынке можно судить по объёму товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары.
К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят:
объём товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;
ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в гривнах и %);
однодневный товарооборот;
товарооборот в расчёте на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы);
время обращения товаров в днях;
скорость товарооборот (число оборотов).
Анализ показателей товарооборота позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торгового предприятия в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов зависит экономическая обоснованность расчётов на предстоящий период.
Основными источниками информации для анализа товарооборота являются данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности торгового предприятия.
Основные задачи анализа показателей товарооборота можно изложить следующим образом:
. Оценка выполнения бизнес-плана (достижения прогнозных показателей) и динамики товарооборота.
. Анализ соблюдения запланированной структуры товарооборота и выполнения плана по ассортименту.
. Группировка факторов, влияющих на объём розничного товарооборота.
. Оценка влияния на объём розничного товарооборота товарных фондов.
. Оценка влияния на объём розничного товарооборота факторов труда.
. Оценка влияния на объём розничного товарооборота использования основных средств.
. Определение резервов увеличения объёма розничного товарооборота.
Анализируя товарооборот (ТО), выявляют закономерности его развития. С этой целью рассчитывается динамика товарооборота в текущих и сопоставимых ценах.
Динамика роста товарооборота (ДТО) в текущих ценах рассчитывается по формуле:
ДТО = (факт. ТО тек. года в тек. ценах * 100 / (факт. ТО прош. года)
Динамика роста товарооборота (ДТО соп.ц.) в сопоставимых ценах рассчитывается по формуле:
ДТОсоп.ц. = (факт. ТО тек. года в соп. ценах * 100 / (факт. ТО прош. года)
факт. ТО в соп. ценах = факт. ТО в тек. Ценах* 100 /
Іцен
Іцен = Цотч. / Цбаз.
Сопоставив ДТО и ДТО соп.ц. можно делать выводы о том, за счёт чего произошёл рост ТО - увеличения объёмов продаж или роста цен.
При анализе ритмичности продаж определяют коэффициент ритмичности ТО:
К ритм. = ТО в пределах плана / ТО по плану
При анализе выполнения плана по ассортименту рассчитывают средний процент по ассортименту. Для этого необходимо разделить ТО в счёт плана на ТО по плану.
Выполнение плана по ассортименту не всегда означает выполнение плана по структуре. Анализ ТО по торговой структуре предполагает количественную и стоимостную оценку реализации отдельных товаров и товарных групп в общем объёме ТО, а также динамику структурных сдвигов.