В соответствии с вышеописанными типами рационального поведения были разработаны модели человека. В создании абстрактного образа человека есть необходимость, так как экономический анализ предполагает определенную упорядоченность событий и действий. Как мы убедимся в дальнейшем, живой человек для подобного анализа непригоден в силу сложности и многогранности своей сущности. Абстрактные модели позволяют оценить роль человека в экономике и формировать направления в экономической политике.
Первой еще в XVIII веке была разработана модель “homo economicus”, то есть экономический человек. Этой модели придерживаются классики, неоклассики и маржиналисты. Из одного названия следует, что это индивидуум односторонний, реализующий себя исключительно в хозяйственной сфере. Этот человек обладает определенными качествами:
. Он максимизирует полезность в рамках своего денежного дохода
. Обладает всей полнотой информации
. Он эгоистичен
Иными словами, все его действия совершаются только тогда, когда это выгодно ему. Материальные выгоды превосходят по своему значению любые бескорыстные мотивы. Модель подвергается критике, так как в реальной жизни экономический человек оказался бы в изоляции, ведь его поведение не соответствует требованиям общественной жизни. А это ведет к ухудшению материального положения. Человек - существо биосоциальное. Люди издревле объединялись в союзы и доверяли друг другу и так преуспевали в жизни. Это не значит, что людей по типу похожих на homo economicus не существует. Они есть, но окружающие стремятся избежать контакта с ними.
Вторая модель присуща кейнсианской, исторической школе и институционализму. Здесь учитываются условия неполноты информации и ограниченности возможностей субъекта. В поведении важную роль играют такие факторы как интуиция, альтруизм, групповой интерес, традиции и привычки, которые могут радикально повлиять на выбор человека. В отличие от первой модели, в этом случае нельзя описать поведение, опираясь на функцию индивидуальной полезности. Структура общества сложнее и требует вмешательства государства в экономические отношения.
В соответствии с современными реалиями (демократическое общество с развитыми межгрупповыми связями и размытыми границами между социальными общностями) разработана третья концепция «экономического человека», чьи мотивы поведения существенно отличаются от рациональной максимизации. Возрастает роль духовных потребностей, они становятся многообразными и динамичными.