Отдельно стоит отметить систему переподготовки кадров, поскольку ко времени, когда человек овладеет необходимыми знаниями, умениями и навыками, требования экономики могут кардинально измениться. На сегодняшний день существует немалое количество центров переподготовки, однако пройти соответствующий курс не каждому по карману. Зачастую люди стремятся овладеть новой профессией или углубить знания в прежней, чтобы получить экономические выгоды в виде увеличения дохода. Но для кого-то смена профессии - единственный способ получить хоть какой-то доход. Поэтому необходимо достаточное количество центров переподготовки и повышения квалификации работников, в которых существуют места, финансируемые из федерального или местного бюджетов. Возможно и введение системы, используемой в ВУЗах, совместно с предприятиями, когда фирма оплачивает обучение своего потенциального (или реального) работника, а тот, в свою очередь, обязуется отработать на предприятии определенное количество времени. Это поможет избежать нежелательных рисков инвестирования в человеческий капитал и со стороны предприятия (обучающийся гарантированно будет работать на предприятии) и со стороны обучающегося (он гарантированно будет трудоустроен).
Помимо инвестиций в образование, не менее важными являются инвестиции в здравоохранение. Потому что здоровье - один из приоритетных интересов общества. Прогрессивное развитие здравоохранения возможно только посредством постоянных инвестиций и инноваций с использованием механизма государственно-частного партнерства.
Проблема современного российского здравоохранения именно с позиции инвестиций кроется в столкновении двух взаимодополняющих сил - бизнес-интереса компаний: фармацевтических, медицинских, которые стремятся в этой сфере заработать, и, с другой стороны, социальной ответственности государства. Кроме того, в России не существует определенных, документально оформленных планов развития здравоохранения как отрасли.[24]
Решить проблему недостаточного инвестирования в сферу здравоохранения может создание крупного медико-социального холдинга федерального уровня, способного качественно изменить ситуацию на рынке медицинских услуг, формирование мощной и конкурентноспособной инфраструктуры частной системы здравоохранения. Для этого необходимо обеспечить непосредственное участие в проекте структур, формирующих частную систему как таковую. Это - профессиональные саморегулируемые организации.
Зарубежный опыт создания и функционирования крупных медико-социальных холдингов (с включением элементов страхования и лекарственного обеспечения), доказывает эффективность подобных структур в охране здоровья граждан.
Учитывая современное состояние частной системы здравоохранения в Российской Федерации, представляется возможным создать медико-социальный холдинг федерального масштаба, основной задачей которого станет оказание медицинской и социальной помощи населению в рыночном сегменте здравоохранения. Медико-социальный холдинг призван стать инфраструктурным ядром всей частной системы здравоохранения Российской Федерации. [32]
Но обратимся к уже существующей системе государственно-частного партнерства (ГЧП) в России. Напомним, частные клиники, которые решили участвовать в ГЧП, должны проработать в программе не менее года и установить единые государственные тарифы. При концессионных соглашениях, больница обязана оказывать бесплатную медицинскую помощь в необходимом минимуме, а государство в этом случае берет на себя часть расходов по созданию и реконструкции помещений.