. Ключевая роль информации в экономических и социальных процессах. В условиях информационного общества информация начинает играть роль, которая по своей значимости и масштабам превосходит материальную продукцию, энергию и услуги. Самовозрастание информации играет в информационном обществе ту же роль, что и самовозрастание капитала - в индустриальном. from-ua.info
. Беспрецедентное усиление взаимосвязи науки с реальными производственными процессами. Одной из важнейших особенностей информационного общества и НТР является превращение науки в непосредственную производительную силу.
. Автоматизация производственных процессов и информатизация человеческой деятельности. Одно из основных отличий формирующегося информационного общества состоит в том, что процесс промышленного производства - от добычи сырья до заготовок, вплоть до конечной продукции и распределения товаров - все более передается машинам и автоматам, роботам. Сам же человек во все большей степени переключается на иные виды деятельности, связанные с информацией, такие, как планирование, управление и контроль.
. Превращение профессий умственного труда из редких в массовые. Прогрессирующая тенденция перемещения работников умственного труда в различные сферы экономики обусловливает распространение на них закономерностей функционирования рыночной экономики.
. Новые перспективы для производства и потребления. Новые информационные технологии дают возможность регулирования крупных экономических, экологических и социальных проблем с меньшими издержками. Они позволяют перейти к разнообразному мелкосерийному производству товаров по низкой себестоимости, вытеснить из тех или иных отраслей крупносерийное и единообразное производство, являющееся атрибутом до компьютерной экономики. Переход к гибкому производству позволяет производить товары по индивидуальным меркам в зависимости от многообразных запросов потребителей. Некоторые авторы предсказывают в информационном обществе исчезновение заводов в привычном смысле, крупных предприятий и т.д., полагая, что им на смену придут малые фирмы, индивидуальные производители, работающие дома на ЭВМ, подключенных к центральному банку данных.
К настоящему времени сложилась своеобразная "матрешечная" конструкция информационной экономики: в огромной сфере информационной деятельности вложен где-то втрое меньший информационный сектор экономики, ядро которого составляет информационная индустрия. В последние годы в информационной индустрии выделилась еще одна, пока еще маленькая "матрешечка" - Интернет-экономика [15, с.40].
Современный Интернет представляет собой сеть из примерно 5 млн. базовых ЭВМ, соединенных "быстрыми" оптоволоконными линиями связи. Он объединяет 90 тыс. сетевых структур в 100 государствах мира. Число пользователей Интернета растет с фантастической быстротой, и уже можно считать сформировавшимся новое сообщество людей, связанных с Интернетом и связывающих с ним свою профессиональную деятельность и повседневную жизнь. Круг этих людей быстро растет, захватывая всю интеллектуальную и деловую элиту мира.
Интернет-экономика базируется на двух взаимодополняющих процессах: удешевлении средств информатики, прежде всего, компьютеров и уменьшении стоимости услуг по передаче информации. Оба этих фактора ведут к лавинообразному нарастанию числа компьютеров и невероятно быстрому разрастанию компьютерных сетей, что, в свою очередь, ведет к удешевлению их использования.
Известна технологическая закономерность («феномен Мура», основателя компании "Intel") - мощность компьютера удваивается каждые 10 месяцев. С другой стороны, развитие информационных сетей имеет свою фундаментальную закономерность - закон Меткалфа (изобретателя сетевого стандарта "Ethernet") - "полезность сети для общества пропорциональна квадрату числа пользователей".
Феноменально высокие темпы развития сети Интернет объясняются тем, что она основывается на обеих движущих силах, дополняющих друг друга.
Число компьютеров, включенных в Интернет с 1996 г. по 2000 год, утроилось. В США пользователями Интернета являются уже около 130 млн. человек, или почти 50% населения. Для сегодняшних бизнесменов нет ничего постыднее, чем не иметь доступа в Интернет. Компьютерные оракулы наших дней провозглашают: "Интернет изменяет все" (Л. Элисон, фирма Oracle), - и они, по-видимому, правы. Э. Гроув (компания Intel) предупреждает, что через пять лет "все компании станут интернетовскими или не будут компаниями вовсе".
Это свидетельствует о том, что мы имеем дело с самым быстрорастущим в истории человечества "рыночным сообществом".
Буквально за пять-шесть последних лет все основные экономические виды деятельности были освоены Интернетом и появились Интернет-коммерция, Интернет-реклама, Интернет-банкинг и т.д. [15, с.42].