Кроме того, субсидиарная ответственность в определенной мере является защитой не только кредиторов, но и самого учреждения.
Рассмотрим основные различия ведения бухгалтерского учета автономными и бюджетными учреждениями.
Бухгалтерский учет бюджетных учреждений организуется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 129-ФЗ), бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ на основании Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 г. № 148н.
Автономные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете, которое на
сегодняшний момент представлено Законом № 129-ФЗ.
При этом учет в автономных учреждениях должен осуществляться на основании Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н.
Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и использовании своего имущества в порядке, определяемом Правительством РФ. Кроме того, для автономных учреждений установлен конкретный перечень документов, к которым руководство таких учреждений должно обеспечить свободный доступ средств массовой информации. К таким документам относятся:
- устав;
- свидетельство о государственной регистрации;
- решение учредителя о создании автономного учреждения;
- решение о назначении руководителя автономного учреждения;
- положение о филиалах и представительствах;
- документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета;
- план финансово-хозяйственной деятельности;
- годовой отчет о финансовой деятельности, бухгалтерской отчетности;
- заключение аудиторов.
Автономные учреждения в отличие от бюджетных подлежат обязательной аудиторской проверке.
Автономное учреждение вправе в установленном порядке открывать счета в кредитных организациях.
На основании изложенного можно сделать вывод, что автономным учреждениям предоставлены более широкие полномочия для участия в имущественных отношениях, что позволяет им работать более оперативно по сравнению с бюджетными организациями аналогичного профиля.
Основными преимуществами от перевода бюджетных учреждений в автономные - являются:
для потребителей услуг с позиции сохранения доступности и качества оказываемых учреждением услуг на уровне не ниже достигнутого на сегодня;
для учредителя (бюджета) с точки зрения, повышения эффективности и результативности расходования бюджетных средств;
для самого учреждения с точки зрения увеличения финансово-хозяйственной самостоятельности, материального положения сотрудников, повышения объемов и расширения перечня оказываемых платных услуг.