Сущность заработной платы и принципы ее организации

Условия оплаты труда фиксируются в коллективном договоре предприятия и сообщаются работнику при поступлении на работу. Запрещается какая либо дискриминация условий оплаты труда в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, социального и имущественного положения, принадлежности к общественным организациям, отношения к религии. Работодатель по согласованию с работником может на ряду с коллективно-договорным регулированием условий оплаты устанавливать индивидуальные условия оплаты и индивидуальные нормы труда, но не ниже определенных коллективным договором.

Работодатель обязан установить каждому работнику нормируемый объем работ, исходя из установленной законодательством продолжительности рабочего дня, нормальной интенсивности труда и средней для данного вида работ производительности труда. Оплата труда производится пропорционально нормируемому объему работ. Работник не имеет права рассчитывать на полную оплату в случаи невыполнения им нормируемого объема работ. Работа сверх нормируемого объема работ допускается по взаимному согласию работника и работодателя и оплачивается по установленным для этих случаев условиями оплаты.

Системы оплаты труда обеспечивают взаимосвязь между результатами труда работника (индивидуальными и коллективными), нормами труда и нормами оплаты. Выбор системы оплаты целиком и полностью является прерогативой работодателя. Администрация предприятия, исходя из задач по производству продукции, ее качеству и срокам поставки, возможности влияния работников на реализацию имеющихся резервов производства с учетом их половозрастных, профессионально квалификационных и других особенностей, разрабатывает конкретные условия оплаты и доводит их до сведения работников и прилагает их к коллективному договору.

На предприятиях организация оплаты труда затрагивает интересы как работников, так и работодателя. Обе стороны в решении вопросов заработной платы в условиях рынка должны иметь равные права. Действительной формы регулирования их социально-трудовых отношений становятся коллективные договоры между работодателем (администрацией предприятия) и профсоюзной организацией представляющей интересы работников.

Организация оплаты труда на предприятиях предусматривает: обеспечение необходимого роста заработной платы при снижении ее затрат на единицу продукции и опережающего ее роста сравнительно с ростом производительности труда, совершенствование нормирование труда, регулирование социально-трудовых отношений, создание равных прав для работодателя и наемного работника, выбор форм и систем оплаты труда, доплат и надбавок к заработной плате. Регулирование заработной платы осуществляется двумя способами: централизованным, предполагающим принятия нормативных актов, касающихся оплаты труда, исполнение которых обязательно для всех предприятий и отраслей национального хозяйства либо для отдельных из них; и локальным включающем все процедуры, механизмы и методы, которые предприятие разрабатывает самостоятельно.

Централизованное регулирование осуществляется путем применения законодательных норм и нормативов, регламентирующих условия и порядок оплаты труда, использование тарифной системы (для работников бюджетной сферы), установление норматива минимального размера заработной платы, обязательного для всех предприятий и организаций независимо от их форм собственности. В локальном порядке предприятия определяют, в частности, размер средств, идущих на оплату труда работников, доплаты и надбавки, выбирают формы и системы заработной платы, д.р.

Таким образом, в рыночных условиях, а тем более в переходный период к рынку, государственное регулирование в сфере оплаты труда не устраняется, меняются лишь характер, направления и формы распределительных отношений. Установление, толкования и обеспечение условий и принципов распределение доходов остаются прерогативой государства. Его регулирующее воздействие должно быть направлено через трудовое законодательство, налоговую систему, установление зависимости между динамикой индивидуальных доходов и инфляцией, на создание условий зарабатывания средств и обеспечение социальных гарантий с целью повышения эффективности производства, реализации и согласования интересов субъектов распределительных отношений (работодателя, наемного работника) на основе различных форм собственности и хозяйствования. В функциях государства остается и повышение доходов малоимущих слоев населения, обеспечение оптимального распределения трудовых ресурсов по отраслям, районам и предприятиям, ослабление социальной напряженности. Государство, являясь участником воспроизводства рабочей силы, берет на себя обязанности по ее перераспределению, отвечающему спросу предпринимателей (предприятий, отраслей и т.п.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи по теме

Повышение производительности труда на предприятии
Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда. Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема произведенной продукции или в ...

Метод Ринга, Хоскольда, Инвуда в определении коэффициента капитализации
оценка недвижимость капитализация дисконтирование Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта недвижимости, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта недвижимости. Определение стоимости недвижимости с поз ...

Разделы сайта