Условия оплаты труда фиксируются в коллективном договоре предприятия и сообщаются работнику при поступлении на работу. Запрещается какая либо дискриминация условий оплаты труда в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, социального и имущественного положения, принадлежности к общественным организациям, отношения к религии. Работодатель по согласованию с работником может на ряду с коллективно-договорным регулированием условий оплаты устанавливать индивидуальные условия оплаты и индивидуальные нормы труда, но не ниже определенных коллективным договором.
Работодатель обязан установить каждому работнику нормируемый объем работ, исходя из установленной законодательством продолжительности рабочего дня, нормальной интенсивности труда и средней для данного вида работ производительности труда. Оплата труда производится пропорционально нормируемому объему работ. Работник не имеет права рассчитывать на полную оплату в случаи невыполнения им нормируемого объема работ. Работа сверх нормируемого объема работ допускается по взаимному согласию работника и работодателя и оплачивается по установленным для этих случаев условиями оплаты.
Системы оплаты труда обеспечивают взаимосвязь между результатами труда работника (индивидуальными и коллективными), нормами труда и нормами оплаты. Выбор системы оплаты целиком и полностью является прерогативой работодателя. Администрация предприятия, исходя из задач по производству продукции, ее качеству и срокам поставки, возможности влияния работников на реализацию имеющихся резервов производства с учетом их половозрастных, профессионально квалификационных и других особенностей, разрабатывает конкретные условия оплаты и доводит их до сведения работников и прилагает их к коллективному договору.
На предприятиях организация оплаты труда затрагивает интересы как работников, так и работодателя. Обе стороны в решении вопросов заработной платы в условиях рынка должны иметь равные права. Действительной формы регулирования их социально-трудовых отношений становятся коллективные договоры между работодателем (администрацией предприятия) и профсоюзной организацией представляющей интересы работников.
Организация оплаты труда на предприятиях предусматривает: обеспечение необходимого роста заработной платы при снижении ее затрат на единицу продукции и опережающего ее роста сравнительно с ростом производительности труда, совершенствование нормирование труда, регулирование социально-трудовых отношений, создание равных прав для работодателя и наемного работника, выбор форм и систем оплаты труда, доплат и надбавок к заработной плате. Регулирование заработной платы осуществляется двумя способами: централизованным, предполагающим принятия нормативных актов, касающихся оплаты труда, исполнение которых обязательно для всех предприятий и отраслей национального хозяйства либо для отдельных из них; и локальным включающем все процедуры, механизмы и методы, которые предприятие разрабатывает самостоятельно.
Централизованное регулирование осуществляется путем применения законодательных норм и нормативов, регламентирующих условия и порядок оплаты труда, использование тарифной системы (для работников бюджетной сферы), установление норматива минимального размера заработной платы, обязательного для всех предприятий и организаций независимо от их форм собственности. В локальном порядке предприятия определяют, в частности, размер средств, идущих на оплату труда работников, доплаты и надбавки, выбирают формы и системы заработной платы, д.р.
Таким образом, в рыночных условиях, а тем более в переходный период к рынку, государственное регулирование в сфере оплаты труда не устраняется, меняются лишь характер, направления и формы распределительных отношений. Установление, толкования и обеспечение условий и принципов распределение доходов остаются прерогативой государства. Его регулирующее воздействие должно быть направлено через трудовое законодательство, налоговую систему, установление зависимости между динамикой индивидуальных доходов и инфляцией, на создание условий зарабатывания средств и обеспечение социальных гарантий с целью повышения эффективности производства, реализации и согласования интересов субъектов распределительных отношений (работодателя, наемного работника) на основе различных форм собственности и хозяйствования. В функциях государства остается и повышение доходов малоимущих слоев населения, обеспечение оптимального распределения трудовых ресурсов по отраслям, районам и предприятиям, ослабление социальной напряженности. Государство, являясь участником воспроизводства рабочей силы, берет на себя обязанности по ее перераспределению, отвечающему спросу предпринимателей (предприятий, отраслей и т.п.).