Краткосрочная антиинфляционная политика предусматривает также регулирование текущего спроса, которое направлено на повышение нормы сбережений и уменьшение уровня их ликвидности. Усиления склонности к сбережению можно добиться лишь путем существенного повышения процентных ставок по вкладам. При этом они должны перекрывать темпы роста цен и соответствовать уровню инфляционных ожиданий. В целях отвлечения денежных ресурсов с товарных рынков могут быть использованы и государственные займы, гарантирующие высокие проценты, продажа акций государственных акционерных компаний, помещение сбережений в недвижимость, золото и иные ценности.
Использование такого радикального мероприятия, как денежная реформа конфискационного типа, крайне нежелательно, ибо оно вызовет недовольство населения.
Особое место в регулировании денежного обращения занимает банковская система, которая располагает собственным набором инструментов: операции с ценными бумагами, учетная ставка, банковские резервы, административные мероприятия.
Важнейшим инструментом стабилизационной денежной политики являются операции на открытом рынке ценных бумаг. В данном случае речь идет об открытости для всех субъектов денежного рынка. Кроме того, объектом сделок, как правило, являются краткосрочные долговые обязательства государства или краткосрочные заемные обязательства - облигации. В соответствии с возникающей необходимостью сжатия кредитной массы центральный банк принимает решение о продаже определенного количества государственных облигаций, которые были приобретены во время подписки на соответствующие займы.
Приобретая облигации, новые владельцы рассчитываются за них посредством выписки чеков на соответствующие коммерческие банки или другие финансово-кредитные учреждения. Центральный банк тут же предъявляет полученные чеки к оплате банкам, которые тем самым утрачивают часть своих резервов-депозитов в центральном банке. Сокращение резервов скажется на сокращении денежной массы. Например, сосредоточение чеков на сумму 1 млрд руб. при норме банковских резервов 20% приведет к пятикратному сокращению депозитов коммерческих банков.
При необходимости увеличения денежной массы в обращении центральный банк должен вместо продажи краткосрочных облигаций приступить к их скупке. В этом случае происходит увеличение депозитов коммерческих банков, т.е. рост кредитных денег, что может привести к снижению процентных ставок и расширению инвестиционного процесса.
Следующим инструментом регулирования денежного обращения является дисконтная политика, или политика регулирования учетной ставки. Понижая учетную ставку, центральный банк тем самым поощряет учет векселей, повышая же ее, он дестимулирует учет векселей. В отличие от операций на открытом рынке учетная ставка - менее активное средство центрального банка, так как он не может навязать объем учета векселей на желаемом уровне. Поэтому дисконтная политика довольно часто используется как дополнительное мероприятие к более сильнодействующему средству.
Наиболее сильнодействующим антиинфляционным средством является увеличение нормы банковских резервов. Учитывая серьезность данного мероприятия, центральный банк обязан обратиться в законодательный орган за разрешением на повышение нормы банковских резервов, т.е. предоставить ему право повысить резервные требования сверх установленных пределов. В случае необходимости понижения нормы резервов с целью стимулировать кредитные отношения, облегчить условия кредитования центральный банк также должен представить обоснование данного мероприятия и получить разрешение законодательного органа.
Таким образом, увеличение или сокращение нормы резервов обусловливает либо ужесточение, либо смягчение ситуации на рынке кредитных денег. Ужесточение кредитной политики с помощью нормы банковских резервов достигается через механизм сжатия или развертывания системы формирования банковских денег с помощью уже известного нам денежного мультипликатора. Стимулирование или усложнение условий получения банковских ссуд немедленно сказывается, с одной стороны, на состоянии денежного рынка, с другой - на инвестиционном процессе, а следовательно, на уровне предложения товаров и услуг в перспективе.