Понятие олигополии и её характерные признаки

Фирмы также имеют взаимосвязь и в отношении определения объемов продаж, производства, затрат на ведение рекламы. Допустим, фирма планирует выпустить новый товар или новую модель товара. Ей необходимо как можно лучше прорекламировать этот продукт. В то же время фирма понимает, что конкуренты внимательно наблюдают за ней и скорее всего начнут аналогично вести себя, выпустив похожий товар и начав активно рекламировать его. Данная ситуация говорит о том, что фирмы- олигополисты тесно взаимосвязаны между собой и что цели, задачи, решения конкурирующих компаний определяются поведением конкурентов. Принимая решения, необходимо принимать это во внимание и ожидать соответствующих действий со стороны конкурентов.

Такая тесная взаимосвязь между фирмами- олигополистами имеет не только отрицательный, но и положительный характер. Фирмы-конкуренты могут как вести холодную войну друг с другом, так и объединять усилия в борьбе против других, становясь подобием чистой монополии.

В условиях олигополии предпринимаются самые строгие меры по охране коммерческой тайны, что, в свою очередь, вызывает развитие промышленного шпионажа.

По концентрации продавцов на одном рынке олигополии делятся на плотные и разряженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами. Структуры рынка, которые включаю более 8 хозяйствующих объектов, относят к разряженным олигополиям. В первом случае существует вероятность сговоров в отношении их поведения на рынке в силу ограниченного числа продавцов на рынке, во втором же случае это практически невозможно.

Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарные связаны с производством и предложением стандартных продуктов, дифференцированные формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов.

Для того, чтобы определить уровень плотности олигополистической структуры, необходимо иметь данные о количестве предприятий в той или иной отрасли и их долях в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. На основе этих данных можно сделать вывод о степени концентрации производства и предложении в конкретной области производства.

В большей степени олигополия имеет распространения в тех областях, которые имеют ограниченные возможности для дифференцирования отраслевого товара и в которых эффективнее крупное производство. Например, распространение олигополии характерно для обрабатывающей, электротехнической, нефтеперерабатывающей промышленности и оптовой торговли.

Поведение олигополии в отношении цены и объема выпуска продукции различается. Ценовые войны доводят цены до их уровня при конкурентном равновесии. Чтобы избежать этого, олигополии могут заключать тайные сговоры картельного типа, тайные джентельменские соглашения.

Ценовая конкуренция в условиях олигополии имеет сдержанный характер. Объясняется это тем, что фирма не уверена в том, что понижение цены с ее стороны будет иметь положительные последствия для нее же. Также с развитие ценовой конкуренции появляется риск развязывания ценовой войны, которая в свою очередь невыгодна всем субъектам олигополии.

Тайный сговор в области ценообразования может иметь положительные последствия для олигополистов, если он заключается для того, что не допустить проникновение в отрасль новых конкурентов и в получить прибыль. Олигополии согласны даже в разумных масштабах максимизировать прибыль, иногда даже сводить ее к нулевому значению, чтобы свести к нулю возможность вступить в отрасль конкурентов.

Лидерство в ценах складывается в ситуации, когда повышение или понижение цен фирмой, доминирующей в олигополии, поддерживается всеми или большинством компаний на рынке. В условиях олигополии, как правило, имеется крупная фирма, выступающая в роли ценового лидера. Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости тех или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Разработка программы поддержки развития предпринимательства на внегородской территории ЗАТО Северск п. Самусь
Реформирование российского общества, построение основ социально ориентированной рыночной экономики столкнулось со сложными проблемами, не имевшими аналогов в мировой практике. Стремительный уход государства из управления экономикой при ...

Исследование социального положения страны
Доля населения России, доходы которого ниже прожиточного минимума, с каждым годом сокращается, но по-прежнему высока. С начала 2005 г. по III квартал 2007 г. она сократилась с 17,7 до 14,8%. Два года назад доходы 34,9 млн. человек были ...

Разделы сайта