Рпрод 07 = Прп 07 / Зпр 07 = 4642 тыс.руб. / 53724 тыс.руб. = 0,09.
∆Р прод П 07 = Р прод усл - Рпрод 06 = 0,10 - 0,07 = 0,03;
∆Р прод З 07 = Р прод 07 - Рпрод усл = 0,09 - 0,10 = -0,01.
Таким образом, получаем, что повышение уровня рентабельности продукции в 2007 году было обусловлено увеличением прибыли от реализации продукции с 3202 тыс.руб. до 4642 тыс.руб. Изменение данного фактора привело к увеличению рентабельности продукции на 3%, однако вследствие негативного влияния роста затрат на производство и реализацию продукции изменение рентабельности продукции в 2007 году составило лишь 2% по сравнению с 2006 годом.
Проведем аналогичные вычисления для определения влияния прибыли от реализации и затрат на производство продукции на уровень рентабельности продукции в 2008 году:
Рпрод 07 = Прп 07 / Зпр 07 = 4642 тыс.руб. / 53724 тыс.руб. = 0,09;
Рпрод усл = Прп 08 / Зпр 07 = 9467 тыс.руб./ 53724 тыс.руб. = 0,18;
Рпрод 08 = Прп 08 / Зпр 08 = 9647 тыс.руб. / 58387 тыс.руб. = 0,16
∆Р прод П 08 = Р прод усл - Рпрод 07 = 0,18 - 0,09 = 0,09;
∆Р прод З 08 = Р прод 08 - Рпрод усл = 0,16 - 0,18 = -0,02.
Таким образом в 2008 году положительное влияние на уровень рентабельности оказало увеличение прибыли от реализации продукции, что привело бы к росту уровня рентабельности продукции на 0,18 при неизменном уровне затрат на производство и реализацию. Однако, увеличение затрат на производство продукции оказало отрицательное влияние на динамику исследуемого показателя рентабельности, уменьшив его на 0,02. Совокупное изменение уровня рентабельности продукции в 2008 году за счет влияния двух факторов составило 0,07.
Результаты вычислений сведем в Таблицу 3, характеризующую влияние рассматриваемых факторов на уровень рентабельности продукции.
Таблица 3
Факторный анализ изменения рентабельности продукции
Показатель |
Влияние на уровень рентабельности продукции | |
2007 год |
2008 год | |
Прибыль от реализации продукции |
+0,03 |
+0,09 |
Затраты на производство и реализацию продукции |
-0,01 |
- 0,02 |
Изменение рентабельности продукции от влияния двух факторов |
+ 0,02 |
+0,07 |
Проанализируем влияние изменения оборачиваемости активов и рентабельности продаж на уровень рентабельности активов, используя мультипликативную модель зависимость данных факторов, выраженную формулой (22). Отметим, что ранее в курсовой работе рентабельность активов (рентабельность совокупного капитала) рассчитывалась на основе балансовой прибыли. Для справедливости использования формулы (22) в факторном анализе рентабельности активов, определим ее как отношение прибыли от реализации к величине суммарных активов, то есть пересчитаем рентабельность активов по прибыли от реализации.
Данные, необходимые для факторного анализа рентабельности активов использованием формулы (22), представлены в Таблице 4.
Таблица 4
Данные для расчета влияния факторов на изменение рентабельности активов
Значение фактора |
2006г. |
2007г. |
Абсолютное изменение |
2008г. |
Абсолютное изменение | |
Рентабельность продаж |
0,06 |
0,08 |
+0,02 |
0,14 |
+0,06 | |
Коэффициент оборачиваемости |
1,37 |
1,26 |
-0,11 |
1,11 |
-0,15 | |
Рассчитаем влияние указанных факторов на изменение рентабельности активов в 2007 году: