На показатель рентабельности оказывают влияние следующие факторы:
объем реализованной продукции, зависящий от структуры реализации каждого вида продукции и цен реализации;
финансовый результат от внереализационной деятельности - разность между внереализационными доходами и расходами (при расчете рентабельности на основе балансовой прибыли);
величина подлежащего к уплате налога на прибыль (при расчете рентабельности на основе чистой прибыли) (рисунок 1).
Далее выявляются резервы повышения величины каждого фактора. Например, увеличение рентабельности вследствие повышения размера чистой прибыли за счет сокращения налоговых платежей из прибыли возможно при рациональной организации налогового планирования на предприятии, формировании продуманной учетной политики в целях налогообложения [4, с. 197].
Рисунок 1 - Основные факторы, влияющие на уровень рентабельности
Показатели, характеризующие рентабельность, характеризуют относительную прибыльность, поэтому для объективной оценки эффективности хозяйственной деятельности необходимо охарактеризовать динамику уровня рентабельности. При этом определяются темпы роста и прироста исследуемых показателей цепным и базисным способами, а также величина абсолютного отклонения показателей.
Анализ показателей рентабельности предусматривает определение выполнения плана по уровню рентабельности в том случае, если в процессе финансового планирования на конкретном предприятии рентабельность является нормируемой величиной [12, c.217].
Анализ различных показателей рентабельности посредством сопоставления их динамики также может стать ценным с точки зрения повышения эффективности работы предприятия. Например, сопоставляя показатели рентабельности продаж, исчисленные по прибыли от продаж и чистой прибыли (так называемый коэффициент чистой прибыли), вместе можно получить более полное представление о хозяйственной деятельности предприятия. Если рентабельность продаж существенно не меняется в течение периода, а коэффициент чистой прибыли постоянно снижается, то причина тому - повысившиеся ставки налогов. Если падает рентабельность продаж, то причина - более быстрый рост себестоимости по сравнению с объемом продаж.
При анализе рентабельности при наличии необходимых данных проводятся межфирменные или отраслевые сопоставления значений показателей [9, c.253].
Важную роль в процессе анализа показателей рентабельности играет оценка влияния факторов на изменение их величины.
При производстве однородной продукции факторный анализ изменения рентабельности продукции (коэффициента окупаемости затрат) в отчетном и базисном периодах за счет изменения цены и себестоимости единицы продукции (товара) в общем виде осуществляется по формуле:
(11)
, (12)
, (13)
, (14)
Основная задача анализа рентабельности продукции при производстве разных видов продукции состоит в выявлении причин увеличения объема выпуска малорентабельной и убыточной продукции и снижения рентабельности изделий.
Анализ влияния рентабельности отдельных изделий на общую рентабельность продукции проводится в последовательности, указанной на рисунке 2.
Рисунок 2 - Алгоритм анализа влияния частных показателей рентабельности на общую рентабельность продукции