Кредитуя малый бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малого предприятия на получение кредита. Самое неприятное состоит в том, что небольшие предприятия, которые продолжительное время обслуживаются в данном банке, имеют не больше привилегий, чем новые клиенты.
Осуществление сотрудничества с одним банком позволяет предприятиям сократить издержки на управление банковскими счетами, снизить риски утечки информации о бизнесе. Помимо того предприятия надеются на получение определенных видов льгот, хотя, как правило, такие льготы они не получают.
Можно выделить несколько причин, которые в наибольшей степени вызывают недовольство предприятий малого бизнеса качеством кредитования:
отсутствие льгот на кредитование, работающих с определенным банком длительное время;
необходимость подготовки значительного пакета документов и длительное время рассмотрения заявок;
искусственное сокращение сроков кредитования, занижение стоимости залогов при одновременном сужении перечня имущества, принимаемого в залог. В значительной степени это относится к «старым» клиентам, обсуживающихся в данном банке более трех лет.
качество банковского обслуживания. Прежде всего это скорость, условия обслуживания и стоимость услуг.
Существенной проблемой для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большем дефиците и, как следствие, запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры.
Непомерная тяжесть арендного бремени. Более чем у половины респондентов на оплату уходит 30% всех расходов предприятия, а у остальной половины и более. О каком развитии бизнеса может идти речь?
Другая проблема развития малого бизнеса, выявленная в ходе исследования, - взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. По статистике почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое предприятие на взятки.
Неблагополучно и с конкурентной ситуацией. Главной помехой честной конкуренции и доступу на рынки служат региональные и муниципальные власти. Так, мешают доступу на отдельные рынки администрация района (20% опрошенных), администрация города (20%), крупные компании(24%).
Подводя некоторый итог исследования малого бизнеса в России, следует отметить значительное расхождение в различных регионах. В одних регионах проблемы связаны с бюрократическим производством. В других - острая конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для развития малого бизнеса вообще и малого в частности наблюдаются там, где во власть пришли прагматичные люди из бизнеса.
Определенную роль в решении проблем сыграла реформа по снижению административных барьеров, начавшаяся в 2001г. С принятием закона о проверках и инспекциях. Вслед за тем были приняты законы о лицензировании и регистрации, об упрощенной системе налогообложения о техническом регулировании.