Военно-промышленный комплекс (ВПК) России - это система предприятий, производящих боевую технику, вооружение и боеприпасы. Как синонимы ВПК (военно-промышленный комплекс) используются также термины «военная промышленность» и «оборонная промышленность».
В состав ВПК входят:
научно-исследовательские организации (их задача - теоретические разработки);
конструкторские бюро (КБ), создающие прототипы (опытные образцы) оружия;
испытательные лаборатории и полигоны, где происходит, во-первых, «доводка» опытных образцов в реальных условиях, а во-вторых, испытание оружия, только вышедшего из заводских стен;
производственные предприятия, где осуществляется массовый выпуск оружия.
Но кроме военной продукции, предприятия военно-промышленного комплекса производят продукцию гражданского назначения. Большая часть холодильников, магнитофонов, вычислительной техники, пылесосов и стиральных машин России производилась на предприятиях военно-промышленного комплекса. А телевизоры, видеомагнитофоны, фотоаппараты и швейные машины выпускались только на военных заводах.
Таким образом, военно-промышленный комплекс концентрирует производство более сложной продукции. Этому способствовал высокий технический уровень большинства предприятий военно-промышленного комплекса. Это был тот сектор народного хозяйства, в котором производство находилось на уровне лучших мировых образцов, а во многих случаях и превышало его.
Военно-промышленный комплекс сосредоточивал наиболее квалифицированные и инициативные кадры, лучшую технику и умелых организаторов производства. Его масштабы были огромны. В конце 80-х гг. на 1800 предприятиях военно-промышленного России было занято около 4,5 млн. человек, в том числе 800 тысяч - в сфере науки. Это составляло около четверти занятых в промышленности. С учетом членов семей с ним было непосредственно связано 12-15 млн. человек, то есть каждый десятый житель России.
Затраты на содержание вооруженных сил и военно-промышленного комплекса лежали на всем населении страны, понижали его уровень жизни. В сфере военно-промышленного комплекса господствовало убеждение, что самое главное - произвести как можно больше продукции.
Особенностью военно-промышленного комплекса является размещение многих его предприятий в «закрытых» городах, о которых до недавнего времени нигде не упоминалось, они даже не были нанесены на географические карты. Только недавно они получили реальные названия, а до этого обозначались номерами (например, Челябинск-70).