Итак, изменения цен на товары влияют на бюджетные ограничения покупателя. Как же изменения в бюджете окончательно повлияют на решение покупателя?
Кривая индивидуального потребительского спроса показывает количество товара, которое потребитель будет покупать по различным ценам. Для ее построения необходим предварительный анализ кривой зависимости потребления от цены товара (PCC), которая характеризует ряд оптимальных количеств товара X на карте безразличия при различных ценах на X и неизменных доходах и ценах на композитный товар Y.
Рис.7
Далее регистрируются соответствующие цены и количества товаров. В итоге получаем график индивидуального спроса потребителя.
Рис.8
Кривая имеет отрицательный наклон при рассмотрении большинства товаров. Исключение составляют «товары Гиффена», эффект от роста цен на которые выражается в увеличении, а не в сокращении его покупок.
Аналогичный способ используется для оценки реакции потребителя на изменение дохода при неизменных ценах. Эту функцию выполняет кривая зависимости потребления от дохода (ICC).
Рис.9
Отсюда выводится аналог кривой спроса - кривая Энгеля, характеризующая соотношение между потребляемым количеством товара и доходом. Она имеет положительный наклон: чем больше потребитель имеет, тем больше покупает. К этому правилу не относятся низкокачественные товары.
У влияния цен на выбор потребителя имеются некоторые закономерности:
. Эффект замещения - часть общего эффекта от изменения цены, вызванная изменением относительной привлекательности других товаров.
. Эффект дохода - часть общего эффекта от изменения цены, вызванная изменением реальной покупательной способности потребителя.
Но есть случаи, когда применение подобной кривой спроса неправомерно. Речь идет о случаях полной компенсации потребителю эффекта дохода от изменения цены. Отображаются такие ситуации с помощью кривой спроса с компенсацией дохода. На практике различие между двумя видами кривых спроса уместно только для товаров, эффекты дохода для которых больше соответствующих эффектов замещения, то есть товар должен составлять значительную долю в общих расходах потребителя.
Линия рыночного спроса получается в результате объединения отдельных, индивидуальных линий спроса. Для ее построения складываются количества потребляемого блага каждым покупателем по установленной цене. Этот метод называется перекрестным суммированием.
Рис.10
Центральное значение в аналитических исследованиях имеет ценовая эластичность спроса - процентное изменение в количестве запрашиваемого товара, вызванное изменением цены товара на 1%. Ценовая эластичность по текущей цене и запрашиваемом количестве определяется уравнением: , где P - текущая цена товара, Q - количество товара, запрашиваемое по этой цене, ΔQ - изменение в запрашиваемом количестве, которое возникает на изменение в цене ΔP.
Существует три категории эластичности спроса: