ВОЗ определен рекомендуемый размер расходов на охрану здоровья на уровне 5% от ВВП. При этом критической границей считается величина расходов в объеме 3% от ВВП, ниже которой система здравоохранения становится нежизнеспособной.
По данным «Мировой базы индикаторов развития», в России расходы на здравоохранение в расчете на одного жителя составляют 244,7 долл., в Беларуси - 145,5 долл., на Украине - 80,7 долларов. Для сравнения: в США на одного жителя в год тратится на оказание медицинской помощи в целом свыше 6 тыс. долл., в Люксембурге - 5,9 тыс., Швейцарии - 5,6 тыс., Норвегии - 5 тыс., Монако - 5,3 тыс., Исландии - 4,4 тыс., Дании - 5,3 тыс., Австрии, Швеции и Германии по 3,6 тыс. долл.
Низкие инвестиции в здоровье людей, недоступность для большинства населения качественного медицинского обслуживания, особенно профилактического, определяют повышенную смертность и низкую рождаемость в России. И 47 место в мире по показателям здоровья населения. [31]
В рейтинге по продолжительности жизни в 2010 году Россия расположилась на 161-м месте из 224. В рейтинге рождаемости детей на одну женщину - на 200-м месте из 225. А по смертности на душу населения - на неблагополучно высоком 7-м месте в мире. Выше только Чад, Лесото, Украина, Гвинея- Бисау, ЦАР и Сомали. По приросту же населения РФ на 222-м месте из 233. А российская система здравоохранения по данным ВОЗ находится на 130 месте. [25]
Однако есть и крайне позитивные показатели. Например, количество людей, впервые признанных инвалидами сократилось в 2010 году на 41 тысячу человек. (Табл.4) [38]
Стоит также отметить, что в 2011-2012 годах Россия планирует увеличить расходы на систему здравоохранения до 500 миллиардов рублей. Таким образом, прирост к 2010 году составит 28%. Увеличение финансирования должно позитивно сказаться на состоянии отрасли здравоохранения, однако не следует исключать возможность коррупционного фактора, который способен свести к минимум позитивные изменения от дофинансирования. [27]
Теперь обратимся к системе инвестиций в интеллектуальный человеческий капитал.
В последние годы система образования в России претерпела множество реформ. Большинство из них были призваны улучшить качество российского образования и сделать его конкурентоспособным на мировом рынке труда. Однако, значительно снизил позитивные изменения от реформ коррупционный фактор. Например, такие реформы, как введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) не искоренили коррупцию в школах и учреждениях общего среднего образования. А в некоторых регионах России довело ее до апогея.
Таблица 4 Численность инвалидов в Российской Федерации
2008 |
2009 |
2010 | |
Всего: | |||
тыс. человек |
966 |
934 |
893 |
на 10 000 человек населения |
83,5 |
80,6 |
77,0 |
В процентах от общей численности инвалидов: | |||
инвалиды I группы |
10,5 |
11,7 |
15,3 |
инвалиды II группы |
52,2 |
49,8 |
43,9 |
инвалиды III группы |
37,4 |
38,5 |
40,8 |
Из общей численности инвалидов - инвалиды в трудоспособном возрасте: | |||
всего, тыс. человек |
431,8 |
436,6 |
441,0 |
в процентах от общей численности инвалидов |
44,7 |
46,7 |
49,4 |