Механизм мотивации вкладов отдельных лиц в капитал акционерного общества складывался постепенно. Основной принцип его был заложен при зарождении акционирования, когда доли вкладов, число акционеров определялось “учредителем”, а доходы от деятельности распределялись по усмотрению того же “учредителя”. Позже доход распределялся пропорционально долям вклада в капитал.
Действующий в настоящее время механизм мотивации вкладов в акции акционерного общества сложен, хотя основные стимулы приобретения акций остались те же: это возможность получения дохода на них в виде дивидендов и в виде разницы в ценах покупки и продажи акций. При этом, если первый связывается с деятельностью акционерного общества (размеры получаемой прибыли), то второй - с рынком ценных бумаг. В условиях развитого рынка ценных бумаг возможность получения спекулятивного дохода создала дополнительный мотивационный интерес для вкладчиков средств в акционерного общества. [6, c.138]
Большую роль играет и разнообразие способов получения доходов на свободные средства как физических, так и юридических лиц. Это и банковские депозиты, и корпоративные облигации, и государственные ценные бумаги, и акции различных предприятий. Отсюда важным мотивационным условием является не просто получение дохода на акции, а получение таких дивидендов, которые бы превышали депозитные ставки, купонные ставки на облигации, дивиденды по аналогичным ценным бумагам по доходности и степени риска вложений в них.
Так как источником получения средств для выплаты дивидендов является прибыль от деятельности акционерного общества, то мотивация аккумулирования капиталов связывается с высокоэффективным использованием действительного (акционерного) капитала. Необходимая доходность акций может быть обеспечена только при условии высокорентабельной деятельности акционерного общества. Котировка акций на рынке ценных бумаг определяется конкурентоспособным статусом предприятия, его потенциальными возможностями, положением на рынках реализации продукции, стратегией развития.
Зависимость доходности акций от рентабельности акционерного капитала требует от учредителей акционерного общества на стадии его формирования разработки таких проектов деятельности общества, таких бизнес-планов, которые делали бы его акции привлекательными для покупки.
Именно эта черта мотивационного механизма акционирования стала причиной особого внимания, которое уделяется развитыми капиталистическими странами техническому, организационному, конкурентоспособному уровням приватизируемых предприятий. Во Франции, Великобритании, Италии и др. странах приватизируются только конкурентоспособные предприятия. Акционированию их предшествуют мероприятия, осуществляемые государством по реконструкции, перепрофилированию и т.п., которые и обеспечивают высокий конкурентоспособный статус предприятий. Естественно, что проведение таких мер требует и соответствующих средств и времени. В этой связи приватизация в развитых странах осуществлялась “поштучно”, на каждое предприятие разрабатывалась программа, утверждаемая правительством или премьер-министром. Программа охватывала период до 8 и более лет. [7, c.129]