Информатизация общества направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, общественных организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация не тождественна компьютеризации общества, но они тесно связаны друг с другом. В рамках компьютеризации общества развивается и внедряется техническая база обработки и накопления информации. Информатизация общества связана с обеспечением заинтересованных субъектов достоверными, исчерпывающими и своевременными знаниями во всех видах человеческой деятельности. То есть информатизация - более широкое понятие.
В результате информатизации и возникает информационное общество, где главным объектом управления становятся не материальные объекты, а символы, идеи, образы, интеллект, знания [1, с.78].
Информационного общества можно представить следующим образом: информационное общество - общество, где большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.
На первом этапе своего развития общество не могло использовать иной энергии, кроме физической (собственной или домашних животных), поэтому основным фактором являлась способность обрабатывать вещество (каменный век, бронзовый, железный век и т.д.). Во время промышленной революции человек получил доступ к новым источникам энергии (уголь, нефть, газ, атомная энергия), что позволило существенно повысить производительность труда. Наконец, на последнем этапе самым важным источником благосостояния становится информация, своевременность получения, полнота и достоверность которой дает возможность доступа и к веществу, и к энергии:
Вещество Энергия Информация
информационный макроэкономический рынок экономика
Существует также представление об эволюции общества с точки зрения изменения значимости информации в жизнедеятельности людей. Предполагается, что в истории произошло несколько информационных революций, под которыми понимается реформирование общественных отношений вследствие появления новых технологий обработки информации. Первая революция основана на изобретении письменности, что дало возможность передавать информацию между людьми и знания от поколения к поколениям. Вторая информационная революция началась в середине XVI в., когда было изобретено книгопечатание. На фоне этого появилось индустриальное общество, возникла новая культура (литература). Третья информационная революция произошла в конце XIX в. в связи с освоением электричества и кардинально новых технологий передачи информации: телеграф, телефон, радио. Эти технологии дали возможность оперативно передавать и накапливать информацию в больших объемах. Четвертая информационная революция в 70-х годах XX в. привела, как уже отмечалось выше, к появлению информационного общества. Технологической основой этой революции явилось изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера, компьютерных сетей, коммуникации, основанной на электронных, а не механических и электрических средствах преобразования информации, на миниатюризации всех узлов, устройств, приборов, машин, на программно-управляемых устройствах [1, с.78],
Наиболее полно понятие информационного общества обосновано в теории технологического развития, созданной Д. Беллом. В ней рассматриваются три стадии общественного развития:
. Аграрное общество.
. Индустриальное общество.
. Постиндустриальное, или информационное общество.
В основе данной классификации лежит тот тип технологии производства и оказания услуг, который определяет эффективность производства, собственно быт и стиль жизни общества. Большинство современных стран находятся в состоянии перехода от индустриального к информационному обществу, поэтому целесообразно сравнить именно эти две стадии для углубления понимания сути информационного общества в рамках рассматриваемой концепции. Такое сравнение представлено в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Сравнение характеристик индустриального и информационного общества
Характеристики общества |
Индустриальное общество |
Постиндустриальное, или информационное общество |
1. Ведущий сектор национальной экономики |
Промышленность |
Сфера услуг (организация и управление, информатика и телекоммуникации) |
2. Главная ценность |
Потребление товаров(удовлетворение материальных потребностей |
Экономия времени (удовлетворение культурных и личностных потребностей) |
3. Профессиональная структура |
Рабочие, обслуживающий персонал, менеджеры |
Рост значения интеллигенции, "технического класса", ученых |
4. Объект организаций |
Машины и люди |
Знания (в том числе теоретические знания) |
5. Структура экономики |
Традиционные капиталоемкие и трудоемкие отрасли |
Наукоемкие, информационно емкие, инновационные отрасли (high Tec) |
6. Фактор власти элиты |
Собственность |
Образование, квалификация |
7. Источник стоимости |
Труд |
информация |