В теоретическом наследии творчества Ф.Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. По его мнению, источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит якобы только смена первоначальной формы этого продукта.
Одновременно о значении торговли он высказал ряд положительных суждений. Признавая торговлю "бесплодным занятием", лидер физиократов все же предостерегал от ложного впечатления, "что благодаря всемирной конкуренции она становится вредной, иностранные купцы увозят и расходуют на своей родине от вознаграждение, которое мы уплачиваем им за оказанные нам услуги; таким образом, мы обогащаем этим вознаграждением прочие нации"[ 6, c.387]. Не соглашаясь с таким заблуждением, Ф.Кенэ утверждал, что необходима только "абсолютная свобода торговли" как условие расширения торговли, изгнания монополии и сокращения торговых издержек [6, c.431].
В отличие от торговли промышленность Ф.Кенэ не считал бесполезной. Но при этом он исходил из выдвинутого им, же впервые положения о производительной сущности различных социальных групп общества - классов. Так, Ф.Кенэ утверждал, что "нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного"[6, c.360]; к производительному классу относил всех людей, занятых в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров; к классу собственников - землевладельцев, включая короля и духовенство; к бесплодному классу - всех граждан вне земледелия, т.е. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг.
Вместе с тем Ф.Кенэ отнюдь не тенденциозен, подразделяя общество на классы, поскольку, по его словам, "трудолюбивые представители низших, классов" вправе рассчитывать на работу с выгодой. В развитие этой мысли ученый писал: "Зажиточность возбуждает трудолюбие потому, что люди пользуются благосостоянием, которое оно доставляет, привыкают к удобствам жизни, к хорошей пище, хорошей одежде и боятся бедности… воспитывают своих детей в такой же привычке к труду и благосостоянию… а удача доставляет удовлетворение их родительским чувствам и самолюбию" [ 6, c.180].
Ф.Кенэ и его последователям принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. В этой связи К.Маркс писал: "Они (физиократы) в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала. Эта-то заслуга и делает их настоящими отцами современной политической экономии".
Если меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами, то Ф.Кенэ считал, "что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит…" [6, c. 533]. По его терминологии, сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют "первоначальные авансы" (по современной терминологии - оборотный капитал). Но заслуга Ф.Кенэ состоит не только в подразделении капитала на основной и оборотный по его производительному признаку. Он, считал кроме того, смог убедительно доказать, что в движении находится наряду с оборотным и основной капитал.