Схема организации комплексного экономического анализа, предложенная проф. А.Д. Шереметом, изображена на рис. 1.
Рис. 1. Схема организации экономического анализа
На первом этапе экономического анализа необходимо собрать и обработать информацию.
По характеру источников информацию подразделяют на два типа - первичную и вторичную.
Первичную экономическую информацию получают путем исследования конкретной проблемы. Сбор информации осуществляется путем измерений. Вторичная информация - это информация, собранная ранее для целей, отличных от целей данного исследования. Вторичная информация на предприятии - это данные учета, бухгалтерские, статистические и иные отчеты, планы, базы данных в информационных системах. Вторичная информация в экономической среде содержится в данных официальной статистики, периодической печати. Это к тому же законодательные и нормативные акты.
Как первичная, так и вторичная информация имеет свои достоинства и недостатки. Основной недостаток первичной информации - высокие затраты на ее получение. Недостатками вторичной информации можно считать возможную несогласованность единиц измерения, использование различных определений и систем классификации.
Совокупность данных, используемых при проведении экономического анализа, также может служить примером взаимосвязи анализа с другими экономическими науками:
) технологическая и конструкторская документация (сведения о нормах расхода материалов, затратах труда, технологические схемы);
) данные оперативного учета (задания, наряды, накладные и т.п.);
) законодательные и нормативные акты, в том числе ведомственные;
) плановая документация, в том числе бизнес-планы;
) данные бухгалтерского учета и отчетности;
) данные статистического учета;
) материалы аудиторских и прочих проверок;
) данные маркетинговых исследований (внешняя информация).
Используемая информация должна отвечать определенным требованиям.
Своевременность, то есть оперативность предоставления информации. К сожалению, требование своевременности нарушается при проведении внешнего анализа бухгалтерской отчетности, что связано с установленными сроками ее утверждения. Самый «свежий» утвержденный годовой бухгалтерский баланс предприятия содержит информацию, устаревшую на три месяца. Это обстоятельство необходимо учитывать аналитикам - нельзя выносить «окончательный приговор» только по итогам анализа единственной формы бухгалтерской отчетности.
Сопоставимость и последовательность информации. Проблема сопоставимости возникает при сравнении стоимостных показателей за несколько периодов. Решается проблема применением поправочных коэффициентов или, как уже было сказано, использованием натуральных либо условно-натуральных показателей вместо показателей стоимостных.
Надежность. Достоверность и верифицуруемость получаемой информации является наиболее серьезным и важным для исследователя требованием. Поэтому на этапе сбора информации важным моментом является проверка ее достоверности.
Объекты, задачи и информационное обеспечение анализа
На промышленном предприятии объектами анализа производственных результатов являются уровень выполнения планов и динамика выпуска и реализации продукции, затраты на производство, себестоимость продукции, финансовые результаты.
На торговом предприятии объектом анализа могут выступать товарооборот и т.п.