Через все правовые документы, которые образуют многостороннюю торговую систему, красной нитью проходят три основополагающих принципа:
Принцип 1: Режим наибольшего благоприятствования (РНБ);
Принцип 2: Национальный ражим;
Принцип 3: Предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам.
Под режимом наибольшего благоприятствования понимается режим, предоставляемый государствами друг другу в международном договорном порядке в области торговли, мореплавания, таможенных пошлин, не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен каждым из договаривающихся государств любым третьим государствам по согласованному кругу отношений.
Режим наибольшего благоприятствования в течение последних 50 лет является, по существу, важнейшим условием международных торговых договоров. В торговых отношениях в настоящее время он применяется на условиях взаимности и в безусловной форме, предусматривающей обязательства договаривающихся государств предоставить режим наибольшего благоприятствования друг другу немедленно, безусловно и безвозмездно.
По своему содержанию режим наибольшего благоприятствования является самым эффективным методом проведения в жизнь равноправия государств, применительно к международным торговым и международным экономическим отношениям.
Международная практика не допускает, в принципе, изъятий из режима наибольшего благоприятствования, за отдельными исторически сложившимися исключениями, применительными по взаимному соглашению договаривающихся сторон. Так же допускаются исключения для приграничной торговли соседних государств, для каботажного судоходства. Международная практика допускает в отдельных случаях включение в торговые договоры, содержащие условия о наибольшем благоприятствовании, специальной оговорки об изъятии из действия этого принципа льгот для стран, входящих в зону префенциальных таможенных тарифов. Впервые подобная оговорка появилась в 1935 году в имперских преферциях между странами бывшей Британской империи.
Другим изъятием из режима наибольшего благоприятствования является исключение в отношении интеграционных группировок - зон свободной торговли и таможенных союзов. Участники таможенного союза или зоны свободной торговли при предоставлении режима наибольшего благоприятствования в договорах с третьими странами освобождается от обязанностей распространения на эти страны льготного режима торговли, существующего в отношениях с другими членами таможенного союза или зоны свободной торговли.
Названные изъятия не означают, что режим наибольшего благоприятствования перестал выполнять свою прогрессивную роль в современном регулировании мировой торговли. Они прежде всего отражают сложные процессы развития и интеграции, происходящие в современном мире и в ряде случаев обоснованны исторически сложившимися торговыми отношениями.
Принцип национального режима подразумевает предоставление государством иностранным юридическим и физическим лицам, товарам и услугам режима, аналогичного тому, которым пользуются соответственно отечественные юридические и физические лица, товары и услуги и так далее.
В рамках ВТО национальный режим предусматривает, что условия торговли и для отечественных, и для иностранных товаров должны быть сходными в том, что касается внутренних налогов и сборов, правил закупки, продажи, транспортировки, распределения и потребления этих товаров, а так же их переработки и смешивания. При этом важно отметить что ВТО, во-первых, ориентируется преимущественно на конечный нейтральный эффект этих условий, разрешая государствам-членам применять к конкурирующим отечественным и импортным товарам регулирующие средства, а во-вторых, допускает исключения из этих правил, в том числе в отношении государственных закупок, деятельности государственных предприятий или при внутреннем субсидировании производства, не связанном с экспортом [1,524].
Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках не дискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий. Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.
Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, не дискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.