Способы монополизации рынка

Первый способ - концентрации производства

Концентрация производства - это процесс сосредоточения факторов производства в руках одного или ограниченного числа субъектов. Это рост производственной мощности предприятия.

В результате концентрации создаётся положительный эффект от масштаба производства <http://konspekts.ru/2010/04/effekt-masshtaba-proizvodstva/>. За счёт этого возрастает прибыль и появляется возможность приобрести более современные технологии, которые характеризуются большой производительностью, меньшей энергоёмкостью и прочими положительными качествами.

Второй способ - централизации управления.

Централизации управления - процесс объединения или поглощения.

Объединения и поглощения ведут к сокращению числа фирм <http://konspekts.ru/2010/04/teorii-firmy/> и дифференциации их по размерам.

<http://konspekts.ru/wp-content/uploads/2010/04/1.jp> <http://konspekts.ru/wp-content/uploads/2010/04/2.jp>

Объединение 2-х фирм. Одна фирма поглощает другую

Централизация управления

- это одна из форм экономической интеграции, способ экономического сближения.

Рассмотрим несколько примеров монополизации рыка: Фирма «Буровик», имеющая самую большую массу прибыли, использовала часть ее для того, чтобы купить большое число акций фирмы «Буровик». Эти акции «Дизелист» выпустил ради привлечения капитала, необходимого для внедрения новой технологии. В итоге такой скупки в руках «Буровик» оказался такой большой пакет акций «Дизелиста», что «Буровик» получил возможность реально управлять действиями «Буровика». Пользуясь им, менеджеры «Буровик» запретили менеджерам «Дизелиста» снижать цены (хотя затраты после внедрения новой технологии это позволяли).

В итоге технический прогресс не привел к снижению рыночной цены и вытеснению из отрасли наименее рационально рабoтaющиx фирм. Другими словами, рыночный механизм не смог решить задачу наилучшего распределения ограниченных ресурсов при производстве дизелей. А так же другой пример: Рост цен на нефтепродукты в Украине обусловлен отменой пошлин на импорт нефтепродуктов в 2005 г. Отмена пошлин на импорт нефтепродуктов в прошлые годы привела к монополизации рынка со стороны импортеров: их доля на рынке достигла 60%. Это позволило им ввести ценовой диктат, что увеличило стоимость топлива практически до европейского уровня.

Правительство проводит последовательную политику возрождения отечественной нефтеперерабатывающей отрасли, в том числе «путем защиты отечественного рынка от излишних объемов импорта».

Министерство энергетики и угольной промышленности подготовило программу возрождения нефтепереработки в Украине, которая предусматривает увеличение переработки отечественными НПЗ до 14 млн. т нефти уже в текущем году (с 11,1 млн. т в 2010 г.) и дальнейшую модернизацию заводов.

Напомним, импортеры отмечают, что драйверами роста стоимости топлива на украинском рынке стали именно отечественные НПЗ. Так, средняя оптовая цена на бензин А-95 украинского производства с начала 2011 г. выросла на 15% (до 11,2 тыс. грн./т), а импортного - на 11% (до 11,0 тыс. грн/т).

Кроме того, ранее Минэкономразвития, проведя свой анализ ситуации на рынке, сообщило об отсутствии оснований для введения пошлин <http://oilnews.com.ua/news/article7994.html>, поскольку уровень импорта не является угрожающим для внутреннего производителя.

В другом обращении Минэкономразвития к правительству отмечалось, что главными причинами роста цен на автомобильное топливо с начала 2011 г. стали повышение ставок акцизного сбора и мировых цен на нефть в декабре 2010 г. на 5-6%.

Одной из самых монополизированных оказалась экономика бывшего СССР. Будучи ориентированной на одну форму собственности, она с самого начала была обречена на высочайшую степень монополизации. Поэтому ее представляет совокупность монстров-монополий в виде отраслевых министерств. Неоднократно предпринимаемые попытки их разрушения каждый раз оказывались несостоятельными и сводились фактически к смене вывески.

Монополизация экономики является серьезным препятствием развития рынка, для которого более характерной является моноподиетическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения зависимости между ними, каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих фирм.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Разработка бизнес-плана шахты, обеспечивающего стабильное её функционирование, изыскание резервов
Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, пол ...

Цикличность развития рыночной экономики в мире
Проблема циклического развития экономики была интересной и актуальной во все времена, так как цикличность движения является основной закономерностью рыночной экономики. Все системы в природе, не только рыночная экономика, развиваются в ...

Разделы сайта