Третий этап. Прибыль - это эффект от хозяйственной деятельности, а для её оценки рассчитывают относительную эффективность хозяйствования в виде показателей рентабельности путём сопоставления прибыли к затратам или ресурсам. Использование различных показателей позволяет оценить отдельные стороны деятельности предприятия.
Показатели рентабельности продаж определяются как отношение различных видов прибыли (по их перечню в «Отчёте о прибылях и убытках») к объёму продаж;
Показатели эффективности активов (совокупного капитала) и использования отдельных видов ресурсов. Рентабельность активов есть критерий эффективности распределения и управления ресурсами;
- Третья группа показателей рентабельности характеризует эффективность текущих затрат:
финансовый прибыль рентабельность убыточность
налогооблагаемая прибыль * 100%
расходы на продажу
налогооблагаемая прибыль * 100%
расходы на оплату труда
Четвёртый этап. Каждое предприятие должно оценивать, какой минимально необходимый объём продаж:
обеспечивает возмещение расходов и работу без убытков;
не обеспечивает получение прибыли и не иметь убытков.
Во многих случаях убыточность объясняется необоснованно высокой величиной расходов на продажи и наличием различного рода потерь. В этом случае необходимо выполнить комплексный финансовый анализ наиболее значимых показателей с тем, чтобы выяснить, как добиться прибыли в работе. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит бизнес-плану предприятия. Это и есть комплексный подход для решения проблемы выхода предприятия из кризиса и преодоления убыточности [7, c.92].
Виды анализа прибыли торгового предприятия. На практике торговые предприятия используют внешний и внутренний анализ вышеперечисленных показателей.
Внешний анализ базируется на публикуемых отчётных данных и поэтому содержит ограниченную информацию о деятельности предприятия. Его цель: оценка рентабельности предприятия, эффективность использования капитала, финансового положения в целом.
Внутренний анализ имеет наибольшее значение в деле оценки доходов и финансовых результатов и в определении мер по увеличению прибыли и повышению рентабельности. Он основан на использовании всего комплекса экономической информации, первичных документов и данных бухгалтерского учёта и отчётности. Именно внутренний анализ позволяет изучить механизм достижения предприятием максимальной прибыли. Комплексный подход к изучению конечных результатов хозяйственно-финансовой деятельности позволяет принимать обоснованные управленческие решения по ходу текущей деятельности, способствует выбору лучших вариантов действий в перспективе.
Внутренний анализ, связанный с изучением сложившихся в прошлом тенденций, называется ретроспективным, а направленный на изучение будущего - перспективным.
Использование финансовых коэффициентов в процессе анализа финансовых результатов торгового предприятия. Финансовые коэффициенты являются способом сравнения и исследования отношений между разными фрагментами финансовой информации. Их главное назначение состоит в их экспертной оценки и наличии возможности профессиональной диагностики финансового состояния. По каждому коэффициенту нужно знать:
· Как вычисляется коэффициент,
· Что призван измерить данный коэффициент и чем он интересен,
· Какова единица измерения каждого используемого коэффициента,
· О чём говорят низкие или высокие коэффициенты,
· Как какой коэффициент может быть улучшен [1, c.73].
Исходя из задач анализа, расчёта влияния и оценки финансовых коэффициентов на финансовые результаты и финансовое состояние организации все коэффициенты можно условно сгруппировать их по следующим категориям:
. коэффициенты рентабельности (прибыльности),
. коэффициенты использования активов или показатели оборачиваемости,
.коэффициенты ликвидности или коэффициенты краткосрочной платёжеспособности,
. коэффициенты финансовой устойчивости,
. коэффициенты рыночной стоимости.
Торговые предприятия составляют три основных финансовых отчёта, информацию которых руководители предприятия, инвесторы и кредиторы используют для анализа финансового состояния предприятия:
Балансовый отчёт,
Отчёт о прибылях и убытках,