Коэффициент рентабельности продаж используется при оценке эффективности хозяйственной деятельности и процессов ценообразования.
Под рентабельностью продаж подразумевается такой коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждой заработанной гривне реализованной продукции. Этот коэффициент характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия.
Для определения рентабельности продаж используются различные виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Эти показатели соотносят с объемом реализованной продукции, чтобы определить, какое количество прибыли приходится на единицу готовой продукции. В связи с этим для оценки рентабельности продаж используются следующие формулы
(3.3)
(3.4)
(3.5)
(3.6)
Прибыль от продаж продукции зависит в целом от следующих факторов:
) объем продаж продукции;
) структура продукции;
) себестоимость продукции;
) уровень цен реализации.
При этом объем продаж продукции может оказывать на прибыль как положительное, так и отрицательное влияние. Положительное наблюдается в том случае, когда увеличивается объем продаж рентабельной продукции, что приводит к увеличению прибыли, а отрицательное - в случае, когда увеличивается объем продаж убыточной продукции, что неизбежно приведет к уменьшению прибыли. Точно так же и структура продукции оказывает двоякое влияние на сумму прибыли, поскольку в случае увеличения доли рентабельных видов продукции сумма прибыли возрастет, а в случае роста доли убыточных видов - сумма прибыли снизится.
Для оценки рентабельности продаж предприятия ЗАО «ЗЖРК» необходимо составить таблицу с исходной информацией.
Табл. 3.2 Показатели для анализа рентабельности продаж на предприятии ЗАО «ЗЖРК»
№ п/п |
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Отклонение, ± |
Темп роста, % |
1 |
Валовая прибыль, тыс. грн. |
115505 |
722946 |
+607441 |
626 |
2 |
Выручка от реализации, тыс. грн. |
602072 |
1500668 |
+898596 |
249 |
3 |
Рентабельность продаж, % |
19 |
48 |
+29 |
253 |
(3.7)
Рис. 3.2 Динамика рентабельности продаж предприятия ЗАО «ЗЖРК»
Как видно из таблицы 3.2, рентабельность продаж в 2008 году составила 19%, а в следующем, 2009 году, этот показатель значительно увеличился и составил 48%, т.е. отклонение составило +29%.
В целях повышения рентабельности продаж предприятию необходимо проанализировать структуру продаж, определить какие виды продукции являются нерентабельными и отказаться от их продажи вследствие их убыточности. Также предприятию необходимо пересмотреть структуру затрат при калькулировании себестоимости продукции, определить, каким образом можно уменьшить этот показатель.