Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. Поэтому анализ факторов изменения суммы прибыли от продаж имеет первостепенное значение. Результаты начального этапа факторного анализа оформляются в виде аналитической таблицы 9. Наиболее наглядно общая картина факторных влияний, оказываемых на изменение прибыли от продаж, представлена в графе 5 таблицы 9. В ней изменения факторов представлены в процентах к изменению выручки от продаж.
На основе данных таблицы определяется вклад изменений каждого из укрупненных факторов в изменение прибыли от продаж, и устанавливаются причины роста или снижения прибыли (убытка).
Таблица 9 - Анализ укрупненных факторов, влияющих на прибыль от продаж
Укрупненные факторы прибыли от продаж |
2006 год |
2007 год |
Изменения | |
в абсолютных величинах |
в % к изменению выручки от продаж | |||
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
723 |
2472 |
+1749 |
+100 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
282 |
1381 |
+1099 |
+62,8 |
Коммерческие расходы |
22 |
55 |
+33 |
+1,9 |
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
Прибыль от продаж (п. 1 - п. 2 - п. 3 - п. 4) |
419 |
1036 |
+617 |
+35,3 |
Из таблицы 4 видно, что при увеличении выручки от продажи в 2007 году на 1749 тыс. руб. по сравнению с 2006 годом, прибыль от продаж возросла всего лишь на 617 тыс. руб. При этом рост себестоимости и коммерческих расходов в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 64,7% от общего увеличения выручки предприятия.
Таким образом, на долю увеличения прибыли от продаж в общем росте выручки приходится только 35,3 % (рисунок 9).
Рисунок 9 - Соотношение влияния всех составляющих в общем увеличении суммы выручки в 2006 году по сравнению с 2007 годом
Одним из способов проведения факторного анализа прибыли от продаж предприятия является способ абсолютных разниц. Используя формулы 1.1-1.11, определим влияние различных факторов на прибыль от продаж и балансовую прибыль ООО «МАКС» [15,с. 149].