Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья и материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.
Сумма резерва роста прибыли () за счет планируемого снижения себестоимости () рассчитывается по формуле:
= (1.34)
где: = - возможное снижение (экономия) затрат на рубль товарной продукции, руб.; Зт1 - затраты на рубль товарной продукции отчетного года, руб.; Зтп - потенциально возможный уровень затрат на рубль товарной продукции, руб.
Расчет резерва роста прибыли в результате сокращения численности работников () рассчитывается по формуле:
(1.35)
где: Ч - среднегодовая численность сокращаемых работников; Зч - средняя плановая заработная плата одного высвобождаемого работника; Ен - ставка единого социального налога.
Резерв роста прибыли за счет уменьшения суммы амортизации () определяется по формуле:
(1.36)
где: - уменьшение стоимости основных фондов за счет их продажи, ликвидации, передачи и т. п.;
- норма амортизации i-го вида (группы) основных фондов.
. Резервом роста прибыли является снижение удельных условно-постоянных расходов в связи с ростом объема производства товарной продукции ( ):
(1.37)
где:
- условно-постоянные затраты, приходящиеся на единицу продукции в отчетном году;
- абсолютный прирост объема товарной продукции, определяемый вычитанием из объема планируемой товарной продукции () объема продукции отчетного года() в натуральных единицах измерения по формуле
=-
В течение отчетного периода могут быть выявлены резервы роста прибыли краткосрочного действия. Они связаны с устранением отрицательного влияния факторов формирования прибыли в какой-то период. Мобилизация этих резервов осуществляется путем разработки системы оперативных мероприятий[17,с.146].
Результаты анализа прибыли за отчетный период используются для определения направлений поиска резервов ее роста на последующий период и планирования размера чистой прибыли.
В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию.
Основными источниками резервов повышения рентабельности продукции является увеличение суммы прибыли от продаж, а также снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов увеличения рентабельности продукции может быть использована следующая формула:
, (1.38)
где: -резерв роста рентабельности;
- рентабельность возможная;
- рентабельность фактическая;
- фактическая сумма прибыли;
- резерв роста прибыли от продаж продукции;
- возможная себестоимость продукции с учетом выявленных резервов;
- фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
В заключение анализа финансовых результатов должны быть разработаны конкретные мероприятия по освоению выявленных резервов и система осуществления мониторинга по применению их на практике.